Недавно президент Российской Федерации Борис Ельцин имел телефонный разговор с бывшим канцлером Германии Гельмутом Колем... Ностальгический разговор, конечно. Зодчий объединенной Германии, Коль имел возможность быть хорошим приятелем и Ельцину, и его предшественнику в Кремле Михаилу Горбачеву.
У нового немецкого канцлера Герхарда Шредера ни желания, ни возможности быть большим приятелем Ельцина или Примакова нет. Москва вовсе не стала одной из первых столиц, которые посещает после своей победы новый федеральный канцлер. К тому же Шредеру приходится учитывать не только немецкие, но и общеевропейские интересы: Германия сейчас председательствует в ЕС. Шредер точно знает, что именно нужно россиянам — то, чего не хватает европейцам. Денег.
Однако уже накануне его визита в Москву будущим собеседникам Шредера без намеков дали понять, что на деньги нечего и рассчитывать. Посол ФРГ в России Эрнст-Йорг фон Штуднитц подчеркнул: «Как можно говорить о новых кредитах, если Россия уже сказала, что не может обслуживать старые. И где деньги, чтобы обслуживать новые кредиты?» Резонный вопрос. Как раз один из тех, на которые ни российский премьер Примаков, ни его подчиненные не могут дать ответ. О стабильности — пожалуйста. О поддержке отечественного производителя — а как же. О том, что не будут больше подчиняться диктату МВФ — очевидно. А вот об экономике...
Президенту Ельцину не повезло не с новыми западными друзьями. Ему не повезло со старыми чиновниками. Пока «вечно вчерашние» будут прогуливаться по коридорам московского Белого дома, а вместо программ выхода из экономического кризиса будут писаться планы политического согласия, Ельцин вряд ли может рассчитывать на появление новых приятелей.
Как и на появление денег...