Похоже, что у российских пропагандистов появился новый объект. На этот раз Беларусь. После встречи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко в Сочи стало очевидным, что так называемая глубокая интеграция, а по-настоящему аншлюс Беларуси, не состоится. И не быть Путину президентом нового объединенного государства. План А транзита власти без транзита провалился и поэтому перешли к плану Б внесения изменений в конституцию. Конечно, это не так красиво и не очень легитимно, но приходится обходиться тем, что имеем. В конце концов, киселевы, брилевы, скабеевы и поповы и им подобные на федеральных каналах уже начали убеждать зрителей, что сменяемость власти и в частности первого лица государства очень плохо.
Это присуще отсталым демократическим государствам, а вот в России принято совсем по-другому. Даже страшно представить себе, что было бы, если Иран Грозный через 10 лет сказал, что уходит, так как вышел срок пребывания у власти. Он и так довел страну до ручки Смуты, но все равно сменяемость власти вообще от лукавого.
Из этого совершенно не следует, что интеграционный зуд в Белокаменной несколько поутих. Ничего подобного. И затянуть Беларусь, а вслед за ней и Украину в интеграционную сеть остается важной стратегической задачей. Просто из тактических соображений на повестке дня конституционные изменения. После 9 мая все вернется на круги своя.
Не следует думать, что в Минске бацько Лукашенко не понимает политический расклад. К тому же экономическое давление Москвы не только не уменьшилось, но продолжает нарастать. Причем в свойственной Кремлю манере. Система большого пресса сочетается с мелкими укусами.
Россельхознадзор обнаружил нарушения на выставке «Продэкспо-2020» в Москве в отношении белорусской молочной продукции и поэтому посетителям запретили пробовать белорусское молоко. Скоро там найдут не только антибиотики, но также сильнодействующие яды искусственного и естественного происхождения. Самые разные вирусы, способные вызвать мировую эпидемию и много еще чего. Даже сложно представить себе какие задания получат санитарные врачи и ветеринары, стоящие стеной на пути белорусской молочной продукции.
Другое дело, если бы Александр Григорьевич согласился на глубокую интеграцию, которую ему Владимир Владимирович предлагал от все души. Тогда никаких ядов и вирусов, и прочих патогенных микробов никто в белорусском молоке вообще бы не искал. Это было бы союзное глубоко интегрированное молоко. Какие в нем могли быть антибиотики, яды и микробы с вирусами. Раз президенты не договорились, что вся эта гадость мгновенно оказалась в молоке от западной соседки и вообще пока вроде бы союзницы.
Налицо начинающаяся война России против Беларуси. Пока только экономическая, финансовая и информационная. Именно последней озаботился бацько белорусского народа.
Под впечатлением о встрече с Путиным, Лукашенко распорядился отказаться от российских информационных платформ. В ходе совещания с руководителями государственных СМИ он заявил, что СМИ соседней страны настроены враждебно и угрожают суверенитету Беларуси. «Пора уже отходить от каких-то там зарубежных платформ. Далеко не все, что там есть, хорошего качества. Нужно больше своей телепродукции. Когда мне говорят, что Марков (Марат Марков, глава канала ОНТ. — авт.) сидит на платформе ОРТ, я этого просто не понимаю... Наше пространство, наше телевидение, наш телевизор, наш канал ОНТ (и неплохой). Это наше».
Белорусский контент занимает на телеканалах страны около 30-40%, остальное исходит из России. И это по мнению Лукашенко неправильно. Формы сотрудничества должны быть пересмотрены. «Платите деньги, как мы там, спросите разрешения, дайте свой товар, продукт, мы посмотрим — может быть...».
Явно обозначился на самом высоком уровне информационный фронт. Лукашенко считает прессу, как бумажную, так и электронную «оружием массового поражения». Страну ждут непростые времена и вести боевые действия нужно по всем правилам. «Нас ожидают еще более сложные вещи, которые просто будет трудно опровергать, по крайней мере в коротком промежутке времени. Эта неправда, ложь выкашивает целые слои восприимчивого населения, делая их беззащитными перед своим разрушительным воздействием. Поэтому информационное противоборство сейчас играет особую роль».
В этом же ряду находится и новость, что в Беларуси начата работа по изменению государственного герба. Не кардинально, но весьма показательно. Оказывается, что он излишне милитаристский и звезда на нем должна либо принять более мирную форму, либо ее вообще предлагают удалить.
Карта в нижней части тоже будет изменена. Сейчас ее большая часть занята российской территорией, а Европа где-то слева. Теперь в центре карты будет Беларусь, а России небольшим кусочком где-то справа.
Геральдические изменения имеют глубокий символический характер. Они подчеркивают острое желание Лукашенко и его окружения начать процесс максимального дистанцирования от России. Налицо возрастающая угроза потери не только власти лично Лукашенко, а и независимости страны.
В Москве продолжают считать, что такие мелочи, как свой язык и свое государство не волнуют людей, если им предложить экономические и финансовые преференции. В Белокаменной до очень многих никак не доходит почему Киев отказался от сделки по газу на московских условиях и не купился на 25% скидку.
То же самое с Беларусью. По давней московской логике украинская и белорусская элиты своими разговорами о независимости только цену себе набивают. Отсюда постоянные предложения больших торговых и финансовых преференций в обмен на такую малость — согласиться на роль младших братьев и превратиться в очередной раз в московских сателлитов. Без права выхода.
Что стоят московские обещания известно со времен Богдана Хмельницкого. Тем не менее, в Москве серьезно считают, что кочубеевщина в Украине и тем более в Беларуси никуда не делась. И на деятелей из этой плеяды на берегах Москвы-реки продолжают делать ставку.
Жесткие заявления Лукашенко и последовавшие за ними действия говорят о большом желании не сдаваться и начать отражать российские атаки. В Минске, судя по всему, внимательно проанализировали негативный опыт Украины и не хотят повторять наших ошибок и недооценки противника.
Конечно, все это не останется без московского ответа. Обстрел начнется сначала информационный, а потом в ход пойдут средства более серьезные. Пока о военном варианте речь не идет. Россия растянута на слишком многих фронтах от Украины до Сирии и Ливии вплоть до Мадагаскара и Венесуэлы. Вторгаться сейчас в Беларусь танками и артиллерией Россия пока не будет, но планы такие заготовлены.
Хотя призыв Мыколы Хвылевого «Геть від Москви» касался литературы, но он серьезно обеспокоил Сталина. В Первопрестольной и Санкт-Петербурге всегда осознавали, что без Украины империя либо не состоится, либо долго не протянет. Вот почему интеграционное втягивание Беларуси имеет промежуточное значение. Цель — Киев и на это направлены все московские силы и средства.
Пока проблема Минска и Киева в том, что движение от Москвы не приняло необратимый характер. Политический смысл призыва Хвылевого остается очень актуальным.