Главным событием последних дней стал миграционный кризис на границах Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвии. Белорусский диктатор ведет «гибридную войну» против Евросоюза, сначала свозя самолетами беженцев из региона Ближнего Востока в Белоруссию, а потом в организованном порядке под конвоем белорусских силовиков направляет их к границам страны с Польшей, Литвой и Латвией. При этом белорусские пограничники оказывают содействие беженцам в переходе границы, указывая наиболее подходящие места для этого. Расчет Лукашенко прост: запугивая Брюссель нашествием десятков тысяч беженцев, вынудить Евросоюз признать его в качестве законно избранного президента Белоруссии и снять введенные против Белоруссии санкции в связи с фальсификацией президентских выборов и преследованиями политической оппозиции.
Польша и Литва ввели в ответ чрезвычайное положение на границах с Белоруссией и подтянули к ним войска, чтобы любой ценой не допустить тысячи беженцев на свою территорию. В Латвии, чья граница с Белоруссией составляет 173 км (для сравнения: литовско-белорусская граница имеет протяженность 679 км, а польско-белорусская — 399 км), ситуация пока не столь острая, поскольку сюда приток беженцев гораздо меньше, чем в Литву и Польшу. Поэтому Рига пока что обходится без чрезвычайных мер и привлечения войск для охраны белорусской границы.
Сейчас основную массу беженцев белорусские власти направляют именно к границе с Польшей. Хотя, казалось бы, логичнее было бы направить главный поток к литовской границе, если рассчитывать на скорейший результат. Ведь население Литвы почти в 14 раз меньше населения Польши, соответственно, на порядок меньше и численность литовских силовых структур, а им приходится охранять в 1,7 раза более протяженную границу, чем их польским коллегам. Следовательно, на литовско-белорусской границе можно было бы гораздо быстрее создать критическую ситуацию и организовать масштабный прорыв мигрантов на территорию Евросоюза. Но здесь действует логика немного другого рода. Именно через Польшу проходит кратчайший путь в Германию, куда и стремятся почти все беженцы с Ближнего Востока. Они и на плакатах у границы пишут для журналистов и пограничников: «Германия!». Ни в Литве, ни в Польше, ни в Латвии беженцы просить убежище не собираются, прекрасно зная, что социальные выплаты, которые их ожидают в Германии, на порядок превосходят те, которые они могли бы получить в Польше и странах Балтии.
Для Лукашенко же важно прежде всего то, что Берлин имеет наибольший вес в Евросоюзе и, в отличие от Варшавы и Вильнюса, там гораздо больше склонны к компромиссу в вопрос приема дополнительных беженцев из Ближнего Востока и Африки в Евросоюзе. Поэтому Лукашенко прежде всего посылает сигнал не Моравецкому, Дуде и Качиньскому, а Меркель и будущему новому правительству Германии. Массовые прорывы беженцев через границу польским пограничникам и солдатам пока что удается предотвращать, но одиночные беженцы через польскую и литовскую границы все-таки просачиваются. С начала августа и до конца октября в Германию уже прибыло по «польскому маршруту» более 5500 беженцев, а учитывая ежедневный рост числа беженцев на польско-белорусской границе, это число в случае масштабного прорыва может возрасти на порядок. Тем более, что Минск не только не несет никаких расходов на беженцев, но и неплохо на них зарабатывает. Каждый из беженцев авансом платит за авиабилеты в один конец, белорусские визы, отели в Минске, услуги по доставке к границе и содействие в ее нелегальном переходе от 4 до 12 тыс. долларов. Для Лукашенко беженцы — это источник хоть какого-то дохода в твердой валюте, и от их перевозки к границам Евросоюза он не откажется до тех пор, пока, либо не достигнет своих целей, либо на него не будет оказано столь сильное давление, издержки от которого значительно перевесят выгоды от «торговли людьми». Тем более, что отступать «батьке» некуда.
В случае, если не удастся впихнуть мигрантов в Евросоюз, то они осядут на территории Белоруссии и, главным образом, России. А Путину такой подарок совсем не нужен. Вряд ли Лукашенко рискнул бы самостоятельно бросить столь наглый и масштабный вызов Евросоюзу без одобрения и поддержки со стороны российского президента. Не исключено, что плодотворную дебютную идею использовать беженцев как средство шантажа Брюсселя Александру Григорьевичу подсказали кремлевские политтехнологи, если вообще не сам Владимир Владимирович. Впрочем, Лукашенко мог и самостоятельно дойти до мысли об использовании ближневосточных беженцев как оружия в «гибридной войне» с Западом, но в любом случае он наверняка заручился поддержкой российского президента прежде чем приступить к осуществлению данного плана. Часть беженцев прибывает в Минск рейсами из Дамаска, что вряд ли было бы возможно без разрешения российской стороны, от которой всецело зависит режим Башара Асада. А те беженцы, которые летят в Минск из Северной Африки, вообще делают промежуточную посадку в Москве, что было бы невозможно без ведома российских властей. В этом контексте вполне объяснимым стало заявление министра иностранных дел Белоруссии о том, что Минск исходит из «реальности, что Крым является сейчас российской территорией», отметив, однако, что позиция по этому вопросу «остается такой, какой и была». Похоже, здесь есть некая двусмысленность: получается, что Белоруссия признает Крым российским де-факто, но не де-юре. Впрочем, для Путина и это уже большое достижение.
Неудивительно, что Ангела Меркель попыталась обратиться за помощью в разрешении миграционного кризиса на восточных границах ЕС к Владимиру Путину. Но тот, выразив дежурную озабоченность «гуманитарными последствиями» кризиса, посоветовал ей обратиться непосредственно к «батьке», пообещав при необходимости организовать переговоры представителей Белоруссии и Евросоюза. Перед беседой с Меркель Путин также переговорил с Лукашенко. Согласно сообщению кремлевской пресс-службы, они обсудили ситуацию с беженцами на белорусско-польской и белорусско-литовской границах. Можно не сомневаться, что действия Лукашенко Путин всецело одобрил. Российские пропагандисты по команде начали обвинять Польшу в намерении совершить вооруженное нападение на Белоруссию, министр обороны Сергей Шойгу заговорил о создании многонациональной группировки войск НАТО у российских границ, прежде всего, в Польше, Румынии и в Черном море. А над территорией Белоруссии демонстративно пролетели российские стратегические бомбардировщики (под предлогом учений ПВО). Министр же иностранных дел России Сергей Лавров прямо предложил Брюсселю платить Белоруссии за реадмиссию беженцев, подобно тому, как это делается в отношении Турции. Сергей Викторович, правда, не обратил внимание на несколько мелочей. Эрдоган не завозит беженцев из Ирака и Сирии на территорию Турции авиарейсами с целью шантажа. И деньги ему платят не за реадмиссию беженцев в страны исхода и уж тем более не за отказ от завоза дополнительных партий беженцев в Турцию и содействия им в прорыве в Евросоюз, а за содержание беженцев в лагерях на турецкой территории.
Теоретически было бы возможно принять поставляемых Лукашенко беженцев в Польше и Германии только для того, чтобы организовать их реадмиссию в страны исхода. Однако практически это вряд ли осуществимо. Во-первых, страны исхода не проявляют никакого желания принимать обратно беженцев, добравшихся до Белоруссии. Во-вторых, многие беженцы сознательно уничтожают документы, удостоверяющие личность, чтобы невозможно было установить, из какой страны они прибыли в Белоруссию. С другой стороны, слишком долго продолжаться нынешний миграционный кризис тоже не может. Самолеты с Ближнего Востока в Минск продолжают прибывать в ежедневном режиме, и число беженцев на границах Белоруссии со странами Евросоюза непрерывно растет. Расчет делается на то, что польские и литовские пограничники и военные не смогут стоять живой стеной перед бесконечными толпами беженцев на протяжении многих недель и месяцев. Поэтому в Минске надеются, что Варшава, Вильнюс и Брюссель вынуждены будут пойти на уступки.
Однако в том случае, если Евросоюз даст слабину и разрешит беженцам перейти на территорию Евросоюза и оставаться там до тех пор, пока будут рассматриваться их просьбы о предоставлении убежища, поток мигрантов через «белорусский коридор» рискует стать нескончаемым. Кроме того, против такого решения будут категорически против Польша, Литва и Латвия, на территории которых в этом случае могут возникнуть лагеря с десятками и сотнями тысяч соискателей убежища. Поэтому Лукашенко и Путин надеются, что Брюссель капитулирует и, в обмен на согласие Белоруссии прекратить наращивать число беженцев у границ ЕС и принять обратно тех, кто уже у этих границ находится, пойдет на отмену антибелорусских санкций и признание Лукашенко законным президентом Белоруссии. Такое разрешение кризиса с мигрантами фактически стало бы унизительной капитуляцией Евросоюза перед белорусским диктатором. Однако такой капитуляции наверняка не допустят Польша и Литва, без согласия которых подобное решение не может быть принято.
Поэтому более вероятным выглядит другой вариант. Варшава уже предупредила Минск, что в случае усугубления миграционного кризиса рассматривает возможность полного закрытия движения через польско-белорусскую границу. Если такое решение действительно будет принято, и к нему присоединятся Литва и Латвия, Лукашенко окажется в по-настоящему безнадежном положении. Ведь от транзита грузов через территорию Белоруссии в Евросоюз и в обратном направлении зависит не только белорусская экономика, но и, в еще большей степени, российская экономика. Кроме того, накапливающиеся сейчас на нейтральной полосе мигранты лишатся возможности проникать в Евросоюз вместе с автомобильным и железнодорожным транспортом. С наступлением зимних холодов многие беженцы будут стараться вернуться в Белоруссию, а оттуда перейти на территорию России, что не так уж трудно сделать. Поэтому у Путина появятся реальные стимулы надавить на Лукашенко и заставить его прекратить перевозку мигрантов с Ближнего Востока.
Евросоюз собирается ввести дополнительные санкции против Белоруссии, в том числе против тех иностранных компаний, которые сейчас перевозят мигрантов в Минск. Однако эти санкции вряд ли дадут большой эффект, поскольку подвергшиеся санкциями чартерные компании легко можно будет перерегистрировать под другим названием. Кроме того, никакие санкции не смогут перекрыть маршрут Дамаск — Минск. Поэтому нынешний кризис могут прекратить либо капитуляция Евросоюза, либо полная транспортная блокада Белоруссии.