События в Дагестане вызвали огромную обеспокоенность в России. Председатель думского комитета по делам национальностей Владимир Зорин заявил, что «после 6 августа 1996 года (дня, когда вооруженные силы Республики Ичкерия выбили российские войска из Джохар- калы) это — самое тревожное событие последних лет», «самый серьезный вызов демократии и новому федерализму в России». Зорин убежден, что «хасавьюртские договоренности (о перенесении даты определения статуса Чечни) исчерпали себя не только с тактической, но и стратегической точки зрения», а Москва должна создать специальный постоянно действующий федеральный орган, который бы комплексно занимался проблемами Северного Кавказа. В столице России начались даже разговоры о введении в стране чрезвычайного положения. И только что назначенный исполняющий обязанности премьер-министра Владимир Путин в одном из своих первых публичных заявлений в новом качестве был вынужден опровергать эти слухи. Но, сказал Путин, правительство рассматривает нынче возможность введения особого режима в пограничных с Ичкерией районах.
Между тем, вследствие боевых действий в Дагестане был нанесен серьезный удар по российско-грузинским отношениям. В понедельник российский штурмовик атаковал грузинское село Верхнее Омало вблизи дагестанской границы. Было ранено двое крестьян. Этот инцидент вызвал очень острую реакцию со стороны Тбилиси, который уже давно недоволен политикой Москвы относительно Грузии. Государственный министр Грузии Важа Лордкипанидзе заявил, что «президент Эдуард Шеварднадзе возмущен» и требует от Бориса Ельцина строго наказать виновных. Очень неловкими выглядели попытки российских военных переложить ответственность за авиаудар по селу на чеченцев. В Джохар-кале немедленно напомнили, что все военные самолеты Республики Ичкерия были уничтожены россиянами еще в 1994 году и после окончания войны не было закуплено ни одной современной машины.
Россия, которая в который раз за последнее время поменяла правительство, столкнулась с новым вызовом на Кавказе. И время нынче работает не на Москву — идеи чеченских борцов за независимость получают чем далее, тем более широкую поддержку не только в Дагестане, но и в других республиках Северного Кавказа. Для того, чтобы переломить эти негативные для себя тенденции, Россия действительно нуждается во взвешенной комплексной политике в регионе, которой нынче нет.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Исламские повстанцы провозгласили независимость Дагестана и объявили священную войну за освобождение от России. Тем временем они взяли под контроль еще одно село, а исполняющий обязанности премьер-министра России Владимир Путин заявил, что подготовлен пакет мер для установления порядка в Дагестане, который вчера одобрил президент России и который будет выполняться шаг за шагом. По его мнению, за две недели в этой кавказской республике будет возобновлен порядок.