Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Горе уму

Московская патриархия становится государственной религией
16 июня, 2009 - 19:59

Еще четверть века назад трудно было предсказать, что объявленная «опиумом» на территории бывшего СССР религия вскоре станет играть ключевую роль в политике многих образовавшихся на месте Советской империи государств. В Украине борьба между различными православными конфессиями занимает нынешнего нашего Президента не в меньшей степени, нежели борьба политических и олигархических кланов. Что неудивительно, поскольку в Украине, которая входит в пятерку самых религиозных стран мира, сегодня влиять на электорат проще всего через Церковь. Более того, в ситуации зыбкой украинской государственности, вызванной слабостью нашей власти, именно единая Украинская Церковь может скрепить разрываемый политиками между Востоком и Западом народ. Тогда как расширение влияния на паству Московского патриархата будет усиливать в нашем обществе и без того сильные пророссийские настроения.

Воспитанный в рабстве народ меньше всего ценит обретенную на Майдане свободу открыто говорить власти все, что он о ней думает. Поскольку эта свобода открытой публичной критики власти все равно не обеспечивает реального влияния на саму власть и ничего не меняет в его, народа, уровне жизни, то сегодня многие украинцы с завистью взирают в сторону Москвы. Россия, представляющая себя на своих телеканалах сильной самодержавной империей, воспринимается ими как гарант стабильности и экономического процветания. Мало кто осознает, что опьяненная от хлынувших в нее нефтедолларов амбициозная гламурная Москва и безбожно пьющая, нищая, забитая российская провинция — это, по сути, две разные страны. Скрепить в сознании россиян экономически процветающий центр с прозябающей периферией в единое государство, как и в нашем случае сегодня должна, по замыслу российской власти, Православная Церковь.

В отличие от нашего Президента, Кремль давно покончил с игрой в демократию. Игнорируя Конституцию, которая провозглашает Россию светским, равноудаленным от всех конфессий и религий государством, оба последние российские президенты открыто поддерживают Московскую Патриархию, которая все больше обретает черты государственной религии. Новый Патриарх, который слывет не столько «молитвенником», сколько крепким «менеджером», за несколько месяцев показал, что он будет действовать решительно, без сантиментов и учета общественного мнения о нем и его политике. Имидж либерального, чуть ли не прозападного интеллектуала, понимающего, что Церковь нуждается в интеллигенции, сменился новым образом: русского патриота, прилагающего все усилия для сращивания церковной и светской власти, в которой Патриарх займет одно из главных мест.

В нынешней имперской политике нашего восточного соседа многое объясняет печально известный, открыто антизападный и антиукраинский «Тарас Бульба», широко прошедший и на наших экранах (подобный антироссийский фильм в России просто запретили бы). В одном, ключевом для идеи картины эпизоде, сыновья Бульбы Остап и Андрей разговаривают о том, сколько их товарищей гибнет в столкновениях с польскими шляхтичами. Младший Андрей, более мягкий по характеру и вдумчивый, спрашивает брата о том, не жалко ли ему поляков, если те тоже гибнут? На что не склонный к интеллектуальным рефлексиям Остап отвечает, что не жалко. «А если бы ты родился поляком? — не унимается тот и провоцирует старшего брата своими «каверзными» вопросами на брошенное в раздражении признание: «Аз, Веди, Буки... Никогда я, в отличие от тебя, не любил всех этих наук!». Склонный же к наукам Андрей, как можно понять из фильма, предал своих товарищей и перешел на сторону противника не только из-за одолевшей его страсти к дочери польского воеводы. Его еще подвела привычка слишком много думать. «Моя Родина там — где мое сердце!» — скажет он той, ради которой пойдет на предательство и на верную, осознанную погибель. Данный эпизод объясняет нынешнюю кадровую политику России, в которой не все ответственные посты должны занимать образованные и, главное, совестливые люди. Например, на должность председателя Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ этой весной был «избран» сектовед Александр Дворкин. Это назначение до сих пор не дает покоя правозащитникам и представителям других религий и конфессий. В среде ученых-религоведов скандально известный Дворкин не обладает должным научным авторитетом, иные из них даже отказались участвовать в Совете, которым отныне будет рулить этот борец с «иноверцами». В том, что отныне религиозные организации России будут зависеть не от просвещенного мнения ученых, а от работающих на главную конфессию страны «антикультистов» (их в Совете представляет не один Дворкин, он туда подтянул свою команду, в которой, говорят, даже есть люди без высшего образования), проявилась все та же тенденция выдавливания «умников», образованных либералов и демократов из политической жизни России. Ибо они, согласно новой российской политической доктрине, со своей проповедью свобод и прав человека, со своей любовью к наукам и поиском истины, являются потенциальными предателями. Иное дело послушные исполнители, которые не видят никакой ценности ни в истине, ни в свободе, охотно меняя их на холопское служение прикормившему их барину.

Не то, чтобы мозги совсем не были нужны России. В талантливых физиках, например, которые приумножают техническую и военную мощь державы, она очень даже нуждается. Она не нуждается в интеллектуалах-гуманитариях, в философах, которые в своем познании мира возвысились до понимания того, что человек должен быть свободным. Что он не должен быть холопом барина-государства, что государство должно состоять на службе у человека. А он, если и захочет стать рабом, то только Божьим — добровольно, из любви, а не по принуждению, положит свою жизнь на служение Богу, но не конфессии. Опять же, образованные, думающие люди видят разницу между Богом, христианством и конфессией. То, что «христианство» в исполнении инфицированной русским национализмом Московской Патриархии по сути не имеет отношения к Христу с его проповедью любви и всепрощения, с его космополитизмом («нет ни эллина ни иудея»), с его дистанцированием от светской власти («Богу — Богово, кесарю — кесарево») сегодня мало кого не волнует. В такой ситуации спасение ложно представляется не личной работой сердца и разума, а делом конфессиональной (партийной) принадлежности к политически сильной и духовно немощной церкви.

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина.... Уж коли зло пресечь, собрать бы книги все, да сжечь» — сокрушался по поводу излишней образованности своих соотечественников еще грибоедовский Скалозуб из «Горя от ума». Почти через двести лет после написания этой гениальной комедии, по тому же поводу сокрушается и российский кинорежиссер Владимир Бортко, и многие его, патриотически настроенные соотечественники. А «главный религиозный эксперт» страны Александр Дворкин и вовсе действует в духе самодура Скалозуба: священные книги других духовных традиций, он, к примеру, хоть и не сжигает (может и делал бы это, позволь московские власти палить костры на центральных улицах столицы), но пытается рвать на глазах у прохожих.

Вадим ДЫШКАНТ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ