Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Воспользоваться этим проверенным советом выпала возможность во время тренинга для украинских медиа-работников, проходившего на базе подразделений пограничной стражи Республики Польша, в рамках проекта HUREMAS представительства Международной организации по миграции в Украине.
НОВЫЕ РЕАЛИИ
Мероприятие было спланировано таким образом, что украинские журналисты имели достаточно времени и для неформального общения, и для ознакомления с работой персонала пограничной стражи Республики Польша (ПСРП) в современных условиях. По-видимому, не лишним будет напомнить и об этих условиях.
В конце 80-х годов, поляки, по-видимому первыми в социалистическом лагере, почувствовали ветер перемен. Свой путь к ним Польша начала с реформ и экономического кризиса. Старт, безусловно, типичный для стран бывшего Варшавского блока. Мы еще помним времена, когда наши западные соседи выметали с полок советских магазинов золото и кофеварки. Деловая активность их «челноков» и грузоподъемность «мини-фиатов» вызывали снисходительные улыбки. Но, как известно, времена меняются, и Польша изменилась вместе с ними. Теперешние граждане Третьей Речи Посполитой сейчас пересчитывают в своих кошельках средние зарплаты в 1000-2000 долларов, они защищены военным «зонтиком» НАТО, являются полноправными членами Европейского Союза и могут свободно передвигаться по просторам Шенгенской зоны.
Эти достижения являются результатом ряда административных, политических и экономических реформ. В значительной степени им содействовали и страны ЕС. Так, только до 2006 года Евросоюз влил в польскую экономику почти 19 млрд. евро. Но большая часть этих денег пошла в те отрасли, которые на состояние экономики оказывают опосредованное влияние — образование, здравоохранение и охрана окружающей среды, обустройство инфраструктуры и границ.
Полтора десятилетия реформ не прошли зря и для пограничной стражи. Нынешние реалии пограничного ведомства Польши состоят в том, что уже больше года ее персонал охраняет внешние границы Евросоюза, осуществляет контролирующие функции на внутренних и уже является полноценным правоохранительным ведомством европейского типа. То есть пограничная стража фактически является такой структурой, какой Государственная пограничная служба Украины должна стать в 2015 году.
Разумеется, изменения не произошли мгновенно. К ним следовало идти долгие годы. Но никакие внутренние политические ветры не изменили направления движения — к правоохранительному ведомству европейских стандартов. Над реализацией этого задания планомерно работали и политики, и чиновники, а также простые пограничники. Однако реформирование пограничной стражи не остановилось ни со вхождением в ЕС, ни с присоединением к зоне Шенген.
— Сейчас у нас продолжается период реформ, в соответствии с концепцией реорганизации пограничной стражи до 2015 года, — рассказывает начальник Любуского отряда пограничной стражи полковник Ярослав Франчик, подразделения которого охраняют внутренние границы Евросоюза. — Они включают реорганизацию органов охраны границы, речь идет, в частности, о расформировании некоторых отделов пограничной службы, а в других произойдет заметное сокращение персонала. Продолжается также усиление отделов, в которые входят международные аэропорты, где не происходит пропуск по Шенгенскому соглашению.
Планируется, что часть персонала, который служит на внутренних границах ЕС, вскоре будет трудоустроен на внешних, в том числе и на украинско-польском участке. Относительно Любуского отряда, то около трехсот пограничников получат предложение изменить профиль своей деятельности и место службы — в пределах отряда или ведомства. На восток, кроме того, будут перемещены некоторые технические средства и часть служебных собак.
В соответствии с Шенгенским соглашением, в известной степени изменились и задания польских пограничников. Самое заметное из них — отход от традиционного пограничного контроля в пунктах пропуска и от схемы охраны «зеленой границы».
— Но это не значит, что внутренние границы Евросоюза остались вне внимания правоохранителей, — объясняет Ярослав Франчик. — Пограничная стража имеет немало полномочий и задач по противодействию проявлениям различного рода трансграничной преступности, обеспечению безопасности граждан и соблюдению законности не только на территории нашей страны, но и во всей зоне Шенген.
Польские пограничники и далее противодействуют контрабанде товаров, незаконной миграции, наркоторговле, ввозу без надлежащих документов радиоактивных материалов, выявляют фальшивые документы и тому подобное. Но в прошлом году к ним прибавились необычные, во всяком случае, для украинских пограничников, полномочия и задачи.
«ШВЕЦКО»: ПУНКТ ПРОПУСКА В «ОТСТАВКЕ»
Первый рабочий визит, так сказать, в подразделения границы — в Польско-Немецкий центр сотрудничества пограничных, полицейских и таможенных служб в Швецко. «До вступления Польши в Шенгенскую зону здесь располагался один из наибольших автомобильных пунктов пропуска между двумя странами», — объясняет подполковник Анджей Каминский, пресс-секретарь Любуского пограничного отряда, на чьей «земле» расположен этот орган двухстороннего взаимодействия.
Офисные помещения Центра размещены в зданиях бывшего международного автомобильного пункта пропуска, который функционировал здесь до декабря 2007 года, то есть до момента присоединения Польши к Шенгенскому соглашению. Его инфраструктура и до сих пор напоминает о бывшей «профессии»: типичное размещение направлений «въезд — выезд», кабинки для контролеров, помещения для углубленного осмотра транспортных средств... Но используются они по новому — в кабинках контролеров сейчас находятся пункты обмена валют, на двух каналах движения транспорта — стоянки для автомобилей чиновников, работающих в центре. Еще два бывших направления — обычная международная дорога, по которой без остановок следуют автомобили. Разительное отличие от украинско-польского участка границы, где автомобильные очереди — явление и до сих пор актуальное.
В современных условиях глобализации вызовов, международного срастания преступных группировок чрезвычайно важным является оперативный обмен информацией и взаимодействие между правоохранителями смежных стран. Для выполнения этих заданий и был создан центр двухстороннего сотрудничества.
— В Центре работают представители восьми немецких и польских служб, — объясняет капитан Данута Лазарчук, руководитель и координатор польской стороны Польско-немецкого центра сотрудничества пограничных, полицейских и таможенных служб. — Нашу страну представляют эксперты из полиции, пограничной и таможенной служб. С немецкой стороны здесь находятся представители федеральной полиции от трех земель Германии, пограничников, а также от таможенной службы. Центр работает 24 часа в сутки. Главная его задача — обмен информацией между этими ведомствами.
Сердце центра — большая, уютная комната, в которой за одним большим столом, склонясь над компьютерами, работают правоохранители двух стран: слева — немцы, справа — поляки. Это — операционный центр. Сюда стекается вся информация относительно событий в пограничной зоне, по необходимости, в течение нескольких минут, специалисты обеих стран могут ею обменяться. Без лишних формальностей необходимые данные могут предоставляться другой стороне. Каждая из служб имеет доступ ко всем ведомственным базам данных. Например, если на немецкой стороне будет остановлен гражданин Польши без автомобильных прав, немецкий патруль может обратиться в центр, запросить и быстро получить ответ есть ли у этого лица право на вождение автомобиля, или они изъяты за какое-то нарушение.
— Другой пример: если группу иностранцев остановили в Польше или на территории Германии, у нас можно узнать о легальности их пребывания в той или иной стране, — добавляет капитан Данута Лазарчук. — Если же, например, дело очень сложное, у нас есть эксперты, способные довести ее до логического завершения. Кроме того, к нашим задачам также относится координация депортации или реадмисии задержанных лиц, общее обучение персонала из обеих стран и тому подобное. Но самое главное — тут осуществляется не только обмен информацией, но и координация деятельности служб Германии и Польши.
ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ
Конечно, чтобы работать в режиме онлайн, польские и немецкие правоохранители должны в совершенстве владеть языком соседей, безукоризненно знать законодательство своей и соседней страны, умело, для общей пользы, пользоваться ведомственными и международными базами данных. Кроме того, быть коммуникабельными, способными помочь рядовому человеку (обратиться в центр может кто-либо по телефону «горячей линии») решить ее проблему по обе стороны границы. И специалисты центра владеют этими знаниями и навыками.
— Подобные центры существуют в Германии более 10 лет и, как свидетельствует опыт, это наиболее оптимальный режим сотрудничества между правоохранительными органами, — присоединяется к разговору руководитель и координатор служб федеральной полиции Германии Польско-немецкого центра сотрудничества пограничных, полицейских и таможенных служб капитан Маркус Лореншайн. — Это кратчайший путь к взаимопониманию, важный тем, что специалисты, которые здесь работают, хорошо понимают систему работы соседей. За полгода мы получили около 2 200 запросов с польской стороны и 4 800 поступило от нас. Они касались, в основном, легальности использования автомобилей и пребывания иностранцев на смежной территории. Как видите, существует очень большой спрос на информацию.
В Германии есть четыре таких центра. В общем, подобных структур в Европе есть около двадцати. В Польше в ближайшее время они будут развернуты на границах со Словакией, Чехией и Литвой. Несколько больше контактных пунктов, которые имеют несколько меньшие полномочия. Последние есть и в Украине, в частности, на украинско-польском участке границы.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЛЕГАЛАМ ПО-ПОЛЬСКИ
«Плюсы» и «минусы» трудовой миграции, в том числе и нелегальной, не один год являются предметом дискуссий политиков мирового уровня. Особенно остро этот вопрос обсуждается в ведущих странах Евросоюза. Но пока продолжается полемика, на практике правоохранители ЕС активно противодействуют этому явлению, каждый раз усиливая работу на этом направлении деятельности. Не является исключением и пограничная стража. Так, с 1 января пограничному ведомству Польши предоставлены новые полномочия, позволяющие лучше контролировать трудовую деятельность иностранцев в стране. В частности, контроль легальности трудоустройства иностранцев, осуществление ими хозяйственной деятельности, установления места пребывания членов семьи иностранцев, находящихся на территории страны и тому подобное. Кроме того, центры содержания иностранцев, которые незаконно попали в страну, подчиняются исключительно пограничной страже.
После того, как Польша присоединилась к Шенгенскому соглашению, то есть с декабря 2007 года, пограничники, фактически, стали «первой скрипкой» в борьбе с этим явлением.
— С начала 2009 года мы взяли на себя ряд задач, которые раньше относились сугубо к компетенции полиции, — указывает Ярослав Франчик. — В соответствии с законодательными изменениями, сейчас мы имеем право, например, проверять не только легальность пребывания иностранцев на территории Польши, но и легальность их трудоустройства на предприятиях.
Польским пограничникам, в частности, предоставлено право на проверку предприятий, где работают гастарбайтеры из третьих стран. Кроме того, они постоянно «мониторят» так называемые горячие зоны — рынки, железнодорожные вокзалы и автовокзалы, то есть места, где наибольшая вероятность того, что там могут находится мигранты. Это одна из форм противодействия не только незаконной миграции, но и нелегальной торговле людьми.
Как это происходит на практике, мы получили возможность увидеть, поучаствовав во внезапной проверке частного сельскохозяйственного предприятия, расположенного в 40 километрах от линии польско-немецкой границы и в 20 от городка Кросно-на-Одере, где расположено управление Любуского пограничного отряда.
ВНЕЗАПНАЯ ПРОВЕРКА
Чтобы проверка была действительно внезапной, четыре служебных микроавтобуса с мобильным патрулем и журналистами выступили в дорогу затемно, ехали объездными путями, проходя большие города и села. Уже в 8 утра мы стояли у ворот перерабатывающего цеха сельхозпродукции. Хотя у правоохранителей и были все соответствующие документы, охрана предприятия не спешила открывать ворота. Пока они связывались по телефону со своим директором, пограничники спокойно ожидали результата этих переговоров. «Частная собственность — это святое», спокойно, без эмоций комментирует задержку Анжей Каминский, и, пока есть время, объясняет, что пограничники периодически проверяют все предприятия, где работают иностранцы. Кроме того, основанием для подобного визита может служить оперативная информация, полученная от местных жителей. И правоохранительные органы обязательно и быстро на нее среагируют. «Как, например, в этот раз», — добавляет наш собеседник.
Переговоры продолжались недолго, минут за пять служебные микроавтобусы, поскрипывая колесами по свежему снегу, заехали на двор, и пограничный патруль быстро перешел к работе. По требованию правоохранителей, бригадир собрал всех иностранных работников, в основном граждан Таиланда, в бытовой комнате, предоставил для проверки документы, которые подтверждают легальность их пребывания в стране.
Процедура проверки таиландцев усложнялась тем, что ни один из них ни слова не знал по-польски и только один мужчина разговаривал по-английски. Но сама методика работы мало чем отличалась от той, которую применяют в пунктах пропуска — одна группа пограничников проверяла паспорта и опрашивала иностранцев, другая —осматривала помещение предприятия. Привлекло внимание то, что ни иностранцы, ни руководство заведения не нервничали, вели себя спокойно, в цехах продолжалась работа — работники вручную перебирали клубнику.
— В соответствии с предоставленными нам правами, мы осуществляем проверку и контроль иностранцев что касается легальности их пребывания и трудоустройства в Польше, — рассказывает майор Роберт Свиточ, руководитель отдела организации возврата граждан Любуского пограничного отряда, и в то же время, возглавляющий патруль. — В частности, изучаем соответствие лиц предоставленным нам паспортам, проверяем наличие рабочих виз, предоставляющих гражданам Таиланда право работать в нашей стране, сверяем со списком разрешений на работу, предоставленным местной администрацией и тому подобное.
Через час проверка была завершена.
— Нелегалов на предприятии нет, — констатирует майор Светоч. — Владелец имеет разрешение на трудоустройство 43 граждан Таиланда. Мы проверили их соответствие заявленному списку и правдивости документов и не нашли «лишних» людей и других нарушений законодательства. Если бы они были, мы бы задержали нелегалов, проинформировали об этом соответствующие учреждения, владелец был бы сурово наказан.
Предприниматель не нарушил закон. Но если бы такое произошло, ему бы пришлось уплатить немалый штраф за каждого нелегала. Кроме того, он лишился бы лицензии работодателя, что является довольно серьезным наказанием в Европе. Другая судьба ждала бы и нелегалов.
СУДЬБА НЕЛЕГАЛА
Иностранец, который намеревается устроиться на работу на территории Польши, сначала должен найти работодателя, который подаст в воеводскую (аналог нашей областной) администрацию, на территории которой находится предприятие, заявление относительно выдачи разрешения на работу. Воеводская администрация предоставляет такое разрешение только в том случае, если на рабочее место, на которое претендует иностранец, нет желающих среди польских граждан. Иностранец, который хочет получить рабочую визу, должен получить письменное обещание (так называемая промесса) относительно предоставления разрешения на работу. Этот документ выдает воевода на конкретный срок и для конкретного лица. На основании этого документа иностранец получает соответствующую визу, которая легализирует его пребывание и работу на территории страны. Основанием для получения рабочей визы является регистрация работодателем заявления относительно найма работника в управлении труда. Это заявление посылают иностранцу, на его основании дипломатические представительства выдают рабочие визы. Между прочим, на иностранцев, которые работают легально, распространяются нормы польского трудового законодательства, в частности, страхового и пенсионного. Понятно, что для граждан ЕС доступ к рынку труда свободен. Но спрос превышает предложение, что, понятно, побуждает к нарушению закона.
Контингент нелегалов, которые попадают в Польшу, достаточно типичный для всего Евросоюза и для Украины также. Как правило, это выходцы из стран Юго-Восточной и Средней Азии, из Африки и из стран бывшего СССР. Однако последних, как отмечают польские пограничники, сейчас стало значительно меньше. Искателям лучшей судьбы, которые незаконно попали в Польшу, приходится браться за любую работу, которая приносит минимальную прибыль. Даже риск попасть в руки правоохранителей их не пугает. Максимум, что им «светит», — принудительное удержание в специальных центрах и депортация на родину.
Известно, что последнее наказание для них — страшнее всего, а вот центры содержания их не пугают. Причина очень проста — довольно приличные, цивилизованные условия проживания созданы в таких заведениях. Мы получили возможность убедиться в этом собственными глазами, посетив Центр временных державших нелегальных мигрантов Любуского пограничного отряда.
Опрятное, на последней стадии ремонта двухэтажное помещение Центра расположено на территории управления пограничного отряда. Центр содержания по-польски мало похож на украинский вариант. «Гостиница» для иностранцев-нелегалов внешне ничем не отличается от других служебных помещений. Внешне действительно напоминает недорогую туристическую гостиницу: фасад в ярких цветах, стеклянные входные двери, приятный дизайн, совсем не характерный для заведений принудительного ограничения свободы передвижения. О предназначении здания напоминают только фигурные решетки на новеньких окнах. Внутреннее обустройство двухэтажки больше соответствует назначению: коридоры, разделенные перегородками с решетками, крепкие двери в жилые комнаты, во внутреннем дворе — специально обустроенные площадки для прогулок.
— Раньше здесь функционировал временный пункт содержания нелегальных мигрантов, — рассказывает сержант Кшиштоф Яровицкий. — На основании решений, выданных судом, задержанные расположились в нем на срок до трех месяцев. Позже выяснялась страна их происхождения, и этих лиц депортировали. Зачастую мы долго не могли это установить, и он находился у нас дольше определенного срока. Характер ареста был таким, что камеры были закрыты, заключенные большую часть дня находились в них, имели только право на часовую прогулку ежедневно в местах, адаптированных для этого, пользовались туалетом и душевой комнатой и в свободное время могли смотреть телевизор.
Задержанных разделяли на два блока — мужской и женский, они находились отдельно, контактов между ними не предусматривалось. Иногда, приблизительно раз в неделю, они могли ходить в гости друг к другу или вместе за покупками. Кроме того, они имели нормируемый график доступа к телефону.
— Отныне система работы этого заведения изменена, — продолжает мой собеседник. — Он стал более либеральным. Например, задержанных больше не будут закрывать в камерах, поскольку здесь будут находиться семьи с детьми. А дети должны иметь другие, более комфортные условия, жить со своими родителями. В штат центра введены лица, которые будут заботиться о свободном времени заключенных, созданы места для отдыха, игр и прогулок. Соответствующие помещения адаптированы для определенных религиозных культур. В общем, отмечу, что с момента вступления в ЕС, правила удержания людей изменились, стали более либеральными. Ведь здесь не содержатся преступники, а люди, которые де-факто не осуществили ни каких уголовных действий.
Сейчас в Польше создается много подобных центров с либеральными жизненными условиями. В соответствии с европейскими стандартами.