Переговоры об урегулировании ситуации в Приднестровье затянулись. Председателя Верховного Совета Приднестровья Григория Маракуцу многие считают одним из «ястребов», препятствующих достижению урегулирования. Маракуца отвергает это мнение, обвиняет Молдову в неуступчивости и пеняет Украине за то, что Киев слабо интересуется Приднестровьем не в пример России. По его мнению, результаты выборов 10 декабря, которые впервые пройдут на альтернативной основе, ничего не изменят в позиции Тирасполя.
—Что, по-вашему, происходит на самом деле вокруг урегулирования?
— Я уверен, что нет таких рецептов, по которым можно разрешить раз и навсегда конфликты такого характера, как у нас с Молдовой. Может, у кого-то и есть такие планы, но они не могут быть претворены в жизнь без учета мнения нашего народа, руководства Приднестровья. Документы только тогда будут иметь право на жизнь, если будут вырабатываться совместными усилиями Приднестровья, Молдовы, и стран- гарантов Украины и России, ОБСЕ. Что же касается перспективы разрешения конфликта — то я оптимист, считаю, что она есть. Я отвергаю все те обвинения в адрес Приднестровья, что мы против, что мы блокируем переговорный процесс. Как раз наоборот, мы считаем, что Молдова на словах говорит одно, а на деле ничего не делает для того, чтобы вопрос решился.
— Однако многие считают, что именно ваша деятельность является одним из препятствий к достижению урегулирования...
— Я иногда, может быть, жестко ставлю определённые вопросы. Но я стою на том, что переговорный процесс — это поступательное движение двух сторон. Каждый при этом должен понимать: для того, чтобы договориться, обеим сторонам нужно в чем-то уступить. Если Молдова с 90-го года отстаивает унитарный принцип построения государства, и ни полшага, ни четверть шага от этого вперед не уходит — естественно, никаких договорённостей не будет. Ведь мы пошли на большие уступки. Мы ушли от того, что Приднестровье нашим народом было на референдуме провозглашено независимым, суверенным государством вне пределов Молдовы, ничего с ней общего не имеющим. И по совету Украины, как страны-гаранта, России, ОБСЕ других стран мы пошли на то, что согласились создать общее государство с Молдовой в рамках ее внешних границ.
— Может ли в Приднестровье после выборов повториться молдавский вариант парламентской формы правления с резким ограничением функций президента, что может привести к изменениям в переговорах об урегулировании?
— Ни одно из ныне баллотирующихся на выборах в Приднестровье движений, в том числе и левые, а тем более — коммунисты, не будет иметь какого-то большинства в нашем Верховном Совете. В сегодняшнем нашем Верховном Совете коммунисты имеют 3-4 мандата, и в следующем получат не больше. Это составляет менее пяти процентов. Не получат преобладающего влияния и другие силы, например «Единство». Думаю, что после выборов в нашем законодательном органе сохранится традиционный расклад сил. Все должны будут идти на взаимопонимание для того, чтобы принять то или иное общее решение. Но вокруг статуса будущего Приднестровья и будущий состав парламента пойдет тем же путем, что и предыдущие. Наша концепция такова: иметь общее государство с Молдовой в рамках ее внешних границ, но внутри этих границ обязательно должны быть только два абсолютно равных по статусу субъекта. Эту концепцию сейчас все у нас разделяют.
—Что вы ответили господину Генеральному секретарю ОБСЕ на его предложение вернуться к переговорному процессу «с чистого листа»?
— Я думаю, что он неправ. Нельзя каждый раз начинать с нуля. Десятилетний период переговорного процесса нельзя просто отбросить. Мы к чему-то уже пришли. Подписали Меморандум, под которым стоят подписи Леонида Даниловича Кучмы, Бориса Николаевича Ельцина, председательствующего ОБСЕ — что теперь, все взять и выбросить в корзину? Нужно базироваться на тех документах и развивать их дальше. Поэтому я ему так и сказал, что мы не согласны начинать с чистого листа. Может кому-то хочется с чистого листа начинать, в том числе и Молдове — отбросить подписанный Меморандум, ряд других документов, но тогда мы вообще будем столетиями договариваться. Так в мире вообще не делается.
— Как вы относитесь к рекламе с российской государственной символикой на троллейбусах, автобусах, на огромных щитах по всему Приднестровью: «Единство» Приднестровья — единство с Россией», к референдуму, проводимому этой организацией по вопросу объединения с Россией?
— Меня это беспокоит в какой- то степени также как и вас. Мы за то, чтобы любая партия, любое действующее у нас движение в рамках законодательства работало, развивалось, искало своих единомышленников, добивалось целей. В том числе и это, но когда они начинают говорить о самостоятельных референдумах, это и нас шокирует. Мы им говорим — «делайте свою работу в рамках законодательства». Но я бы сказал и другое, пусть это будет не как упрек, а как пожелание: некоторые силы в Украине и даже государственные, в том числе — и парламент — очень плохо работают с Приднестровьем, очень плохо защищают здесь интересы украинцев. Мы много раз предлагали Верховной Раде: давайте встретимся, обговорим вопросы сотрудничества, и никак не можем добиться этого. Почему получается, что мы в России, в Госдуме, можем столько раз встречаться, думцы приезжают к нам, а в Киеве…
— Меморандум вам разрешает такие контакты?
— Разрешает. Кстати, на выборы десятого декабря мы пригласили всех, в том числе и из Верховной Рады. И я уверен, что из России будут, а из Верховной Рады никакого ответа нет. Но почему бы не приехать, не поучаствовать, не увидеть? Я призывал создать такую же комиссию по Приднестровью в Верховной Раде, как в Госдуме России. Для того, чтобы приезжали депутаты, встречались тут с людьми, изучали ситуацию. Давайте работать, сотрудничать, встречаться! В чем-то мы не правы — поправьте, в чем-то мы новое что-то найдем у вас — разве вам плохо будет, если мы переймем что-то, что есть в Украине? Но несмотря ни на что, мы благодарны руководству Украины за то, что оно при непростой ситуации и у вас в стране находит время для того, чтобы заниматься и нашими проблемами. Спасибо и украинскому народу.