Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«ГУУАМ не ограничивается пятью странами...»

25 июня, 2003 - 00:00


За непродолжительную историю деятельности организации ГУУАМ, в которой свои усилия для сотрудничества объединили Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдова, на нее уже неоднократно выпадали различного плана неприятности. Постоянные разговоры о крахе группы стали неизменным спутником существования ГУУАМ. Изменилось ли положение дел сегодня? Почти. Индикатором жизнеспособности организации обещает стать запланированный на следующую неделю (3—4 июля) саммит президентов государств ГУУАМ в Ялте. Его подготовка идет полным ходом. Впрочем, поговаривают, и не совсем без проблем. В частности, ходят слухи, что кремлевскому давлению относительно участия во встрече подвергся президент Молдовы Владимир Воронин. Проблемы со здоровьем у лидера Азербайджана Гейдара Алиева также могут поставить под сомнение его присутствие на крымском побережье. Не удалось пока что стопроцентно выяснить и возможность участия в саммите президента Узбекистана Ислама Каримова. В дипломатических кругах Украины, между тем, не склонны драматизировать ситуацию, наоборот, отмечают небывалый до сих пор динамизм в развитии организации. Подробнее о препятствиях, возможностях и преобразованиях объединения — в интервью с национальным координатором Украины в ГУУАМ Андреем КОНОНЕНКО.

— Чем будет отличаться нынешний Ялтинский саммит от предыдущих?

— Прежде всего хотел бы отметить, что в ГУУАМ произошли существенные качественные изменения после прошлогоднего саммита в Ялте. До этого можно было говорить о ГУУАМ как о неком консультационном клубе, в котором представители государств встречались преимущественно в рамках международных организаций и согласовывали отдельные позиции. Прошлогодний саммит стал тем этапом, после которого ГУУАМ стал «полнокровной» региональной организацией. Принципиальный момент в деятельности объединения — создание рабочих механизмов по реализации конкретных направлений развития: было сформировано восемь рабочих групп по вопросам транспорта, торговли, энергетики, гуманитарных проблем и др. Каждая из этих групп в течение последнего года провела по меньшей мере по одному заседанию. Второй важный момент — это то, что за последний год активизировалось сотрудничество организации с Соединенными Штатами Америки. До этого речь шла об определенном диалоге, а с прошлого саммита мы перешли от разговоров к конкретным делам. В декабре прошлого года на заседании совета министров иностранных дел была принята рамочная программа сотрудничества ГУУАМ — США. На основе этой программы сейчас разрабатываются два проекта. Один в области безопасности — создание регионального центра по борьбе с терроризмом и организованной преступностью. Второй в экономической сфере — предусматриваются меры, которые должны содействовать эффективной торговле и транспортировке товаров. На нынешнем саммите будет подписано семь документов. Из них два касаются упомянутых проектов: соглашение о создании регионального правоохранительного центра и меморандум по проекту содействия торговле и транспортировке.

— На нынешний саммит ГУУАМ в Ялте были приглашены многие представители разнообразных организаций — от арабских до латиноамериканских. Думаете, у них есть интерес к постсоветской «пятерке»?

— В целом были приглашены представители 14 стран и 10 международных организаций и региональных инициатив. Приглашения были посланы не наугад, а именно тем, кто уже проявлял интерес к сотрудничеству с ГУУАМ. Если в прошлом году мы инициировали контакты, приглашая на саммит отдельные страны, то уже сейчас приглашаем тех, с кем сотрудничаем. В этом в некоторой степени заключается итог работы ГУУАМ за последний год. Наше объединение уже рассматривало те формы, в которых ГУУАМ будет сотрудничать с другими государствами и организациями. В частности, речь идет о предоставлении статуса наблюдателя для деятельности в группе. Страны будут привлекаться к проектам ГУУАМ в зависимости от их готовности и желания сотрудничать. Хотел бы подчеркнуть, что программы, которые разрабатываются в ГУУАМ, не являются локальными, а касаются более широких рамок взаимодействия. Например, для воплощения транспортных проектов безусловным является сотрудничество Европы с Центральной Азией. То же касается торговли и вопросов безопасности. ГУУАМ — не замкнутая группа, а потому не ограничивает участие в программах и проектах только пятью странами.

— Итак, ГУУАМ может расширяться. Представляете членом группы Россию?

— Членом ГУУАМ может быть любое государство, разделяющее цели и задачи, установленные Хартией организации. Каких-либо ограничений не существует. Объединение готово к сотрудничеству с любым регионом, с любой страной, если они разделяют наши цели и подходы. В этом случае могут быть установлены различные варианты сотрудничества — от полного членства до участия в отдельных проектах.

— В прессе появлялось множество сообщений, что Москва пытается помешать деятельности ГУУАМ. Соответствуют ли они действительности?

— Ситуация, когда интересы стран ГУУАМ противопоставляются интересам других постсоветских стран, сложилась уже давно. Однако если посмотреть на приоритеты ГУУАМ, на те проекты, которые развиваются в рамках объединения, то не заметим ничего, что могло бы кому-то угрожать. Страны ГУУАМ, наоборот, надеются, что Россия будет поддерживать ту деятельность, которую ГУУАМ пытается вести в уже упомянутых сферах — в экономической (создание зоны свободной торговли) и правоохранительной. Мы выступаем за то, чтобы Россия сотрудничала с ГУУАМ, и готовы со своей стороны сотрудничать с ней в этом плане.

— Можно ли рассматривать создание центра ГУУАМ по борьбе с терроризмом и оргпреступностью как переход к более масштабному сотрудничеству в сфере безопасности — например, созданию подразделения миротворческих сил?

— Создание регионального центра представляется чрезвычайно актуальным с точки зрения соседства стран ГУУАМ с некоторыми проблемными точками, — в частности, Афганистаном и Ираком. Но нет оснований сейчас обсуждать другие варианты вклада ГУУАМ в решение вопросов стабильности и безопасности.

— Как сочетается развитие зоны свободной торговли ГУУАМ с созданием Единого экономического пространства Украиной, Россией, Казахстаном и Беларусью? Нет ли здесь противоречий?

— В подходах Украины противоречий нет. Киев определил приоритетной и в рамках ГУУАМ, и в рамках СНГ, и в ходе переговоров по созданию ЕЭП реализацию режима свободной торговли. В этом плане зоны свободной торговли в том или ином формате вполне совместимы. Одна страна может быть участником разных зон свободной торговли.

— Когда заработает режим свободной торговли в рамках ГУУАМ?

— Он уже работает. Взять хотя бы показатели торговли между Украиной и Грузией: только за последний год они выросли почти вдвое. В прошлом году между странами ГУУАМ было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. Недавно с ратификацией Азербайджаном, а ранее это было сделано Грузией и Украиной, она вступила в действие. Но главное — как реализуются на практике основы свободной торговли. Формальные препятствия на пути свободной торговли между государствами ГУУАМ, я бы сказал, фактически отсутствуют. Имею в виду объем изъятий или наличие существенных торговых ограничений. Нормальному же осуществлению торговли препятствуют проблемы, связанные с работой таможенных служб, транспортной инфраструктурой. На этих вопросах и сосредоточена наша работа, направленная на воплощение проекта по содействию торговли и транспортировке. В сентябре в Киеве соберутся представители всех стран-участниц ГУУАМ, специалисты таможенных и пограничных служб, которые с участием американских экспертов должны разработать соответствующий рабочий план. После определения ключевых точек сотрудничества и подготовки кредитных соглашений со Всемирным банком проект полностью перейдет в практическую стадию.

— Чем бы вы объяснили активизацию сотрудничества США и ГУУАМ?

— Существуют различные факторы. ГУУАМ оказался на границе между проблемными точками на Востоке и Европой, поэтому в рамках организации можно решать проблемы нелегальной миграции, наркобизнеса, организованной преступности. Кроме того, такая политика отвечает направленности США поддерживать процессы на пути экономических реформ, достижение стабильности и укрепление демократических ценностей в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве.

— Можно ли говорить о жизнеспособности ГУУАМ, если Узбекистан приостановил в прошлом году свое членство?

— Узбекистан не приостанавливал членство, а объявил, что будет воздерживаться от участия в отдельных мероприятиях ГУУАМ и будет сотрудничать в конкретных программах и проектах. За этот год такие программы и проекты, представляющие общие интересы, появились. Теперь представители Узбекистана принимают полноценное участие в заседаниях, в частности, по тем проектам, которые разрабатываются по рамочному соглашению ГУУАМ — США.

— Ташкент не проигнорирует саммит в Ялте?

— Сейчас представители Узбекистана принимают активное участие во всех мероприятиях по подготовке саммита.

— Отмежевание узбеков от участия в ГУУАМ вызвало разговоры о смерти организации. Можно ли сейчас говорить о втором рождении объединения?

— Думаю, последний год показал, что участие или неучастие отдельной страны в деятельности ГУУАМ не смертельно для объединения. ГУУАМ продолжает работать, организация имеет внутреннюю структуру, интересы, приоритеты, механизмы. Теперь есть основания ставить вопрос — не повредит ли неучастие определенной страны в деятельности объединения ее же интересам...

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ