Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хватит ли Путину амуниции для новых авантюр

В отличие от 2014 года, в 2021-м произойдет реальное сокращение российских военных расходов, а также расходов на поддержание экономики Крыма, оккупированной части Донбасса и Сирии
21 сентября, 2020 - 20:18

Коронавирус и падение цен на энергоносители повлиял на военные расходы России. Согласно проекту федерального бюджета на 2021 год, расходы на оборону составят 3,11 трлн. рублей и будут меньше, чем расходы на национальную экономику, которые составят 3,37 трлн. рублей. Расходы бюджета на оборону впервые с 2014 года окажутся меньше расходов на экономику, хотя с тех пор расходы на оборону выросли (в 2014 году они составляли лишь 2,5 трлн. рублей). Даже с учетом инфляции можно сказать, что в 2021 году российские военные расходы уменьшатся. В отношении к ВВП они в следующем году опустятся до минимума с 2011 года, составив всего 2,7%. Вот это уже достаточно серьезно. Расходы на оборону в 2021 году сократятся почти на 200 млрд. рублей по отношению к ожидаемым расходам текущего года, т. е. примерно на 5,6%. По сравнению с докризисным планом на 2021 год, отраженном в законе о трехлетнем бюджете, расходы на национальную оборону уменьшатся на 120 млрд. руб. Расходы же на национальную экономику в 2021 году увеличатся на 19% по сравнению с теми, что были запланированы до пандемии. По этому разделу предусмотрен рост ассигнований на дорожное хозяйство, космические информационные технологии, субсидии производителям сельхозтехники, лизинговым компаниям, авиаперевозчикам, расширение доступа малого бизнеса к льготному финансированию и т.д. Перечень экономических статей, по которым расходы возрастут, наводит на мысль, что реальное сокращение военных расходов может оказаться меньше, чем объявлено. Ведь часть военных расходов могла быть просто перемещена в статьи «дорожное хозяйство» и «космические информационные технологии».

Расходы на поддержку российской экономики, возможно, обгонят оборонные уже в текущем году, если учитывать, что технически часть антикризисных расходов на помощь экономике сейчас проходит через резервный фонд правительства, который формально относится к другому бюджетному разделу — «Общегосударственные вопросы».

А самой большой статьей расходов бюджета РФ в 2021 году станет раздел «Социальная политика», на который планируется выделить 5,8 трлн. рублей. Расходы России на национальную безопасность составят 2,47 триллиона рублей, на здравоохранение и образование — 1,12 триллиона и 1,06 триллиона рублей соответственно. Характерно, что расходы на национальную безопасность, включающие расходы на МВД, ФСБ, Росгвардию и СВР, всего лишь на 25,9% меньше расходов на оборону. Это говорит о том, что внутреннюю угрозу рассматривает столь же серьезно, как и внешнюю. К тому же именно по статье «Национальная безопасность» проходит часть расходов по ведению гибридных войн.

Последний раз бюджетные расходы по разделу «Национальная экономика» превосходили расходы по разделу «Национальная оборона» в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и начала войну в Донбассе. Казалось бы, это должно было сопровождаться ростом военных расходов, хотя бы на перемещения войск. Однако одновременно пришлось выделять значительные средства на поддержку экономики Крыма. Более 800 млрд. рублей расходов на докапитализацию банков через Агентство по страхованию вкладов в том году провели через раздел «Национальная экономика», что носило во многом технический характер. Но можно предположить, что в эти 800 млрд. рублей частично были включены и экономические расходы на Крым. Вот и получилось, что в 2014 году более 3 трлн. рублей было потрачено на экономику против 2,5 трлн. рублей — на оборону.

Расходы на оборону в России начали расти с 2012 года из-за масштабной программы перевооружения армии и модернизации оборонно-промышленного комплекса. После этого и вплоть до 2018 года они ежегодно превышали 3% ВВП, а на пике достигли 4,4% ВВП в 2016 году. Это произошло в связи с досрочным погашением банковских кредитов ОПК по гарантии правительства, а также, вполне вероятно, за счет роста расходов на интервенцию в Сирии. В 2018-2019 годах оборонные расходы вновь опустились ниже 3 трлн. рублей в год (3% ВВП) на фоне прохождения пика гособоронзаказа. На 2021-2023 годы правительство одобрило оптимизацию государственной программы вооружений через 5-процентное сокращение расходов на ее реализацию. И сейчас, как кажется, в отличие от 2014 года, в 2021 году произойдет реальное сокращение российских военных расходов, а также расходов на поддержание экономики Крыма, оккупированной части Донбасса и Сирии. Собственно, оно уже происходит, чему есть ряд признаков.

Ведет ли сокращение российских военных расходов к уменьшению агрессивности внешней политики Москвы? На уровне риторики — нет, высказывания российских официальных лиц по вопросам внешней политики становятся даже более агрессивными. А вот в плане ведения реальных боевых действий и экономической поддержки дружественных Москве режимов есть уже признаки нехватки средств. Думаю, что то, что нынешнее перемирие в Донбассе все же соблюдается лучше, чем предыдущие, немалую роль играет то, что Россия сейчас не готова к активизации боевых действий в этом регионе. А отсутствие средств на поддержку дружественных правительств ярче всего проявляется в Сирии. Здесь сокращение российских субсидий Асаду в период пандемии привело к тому, что в ряде провинций, подконтрольных сирийской армии и ее иранским союзникам произошли уже голодные бунты и столкновения с войсками. С учетом того, что есть признаки того, что «Хезболла» в ближайшее время вынуждена будет покинуть Сирию, так как президент Франции Эммануэль Макрон поставил ее уход оттуда условием французской и европейской помощи Ливану в преодолении острейшего экономического кризиса, положение Асада в ближайшее время может резко осложниться. Также и в Ливии Россия потеряла надежды на победу армии фельдмаршала Хафтара и более не наращивает помощь его армии. Похоже, по крайней мере, в Ливии Москва могла бы удовлетвориться неким компромиссом, приемлемым и для других сторон конфликта. А затем может настать и черед Сирии, если российская сторона согласиться на уход Асада, чтобы избавиться от непомерных расходов на содержание его правительства. Нынешние бомбовые удары российской авиации по позициям повстанцев в Идлибе — это скорее акт отчаяния, чем подготовка наступательной операции на северо-западе Сирии. Но вот приемлемого компромисса по Донбассу пока что не видно, и оккупированная часть Донбасса — это последний по очереди регион, откуда российские войска и их союзники согласятся уйти.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ