Представьте себе чудака, который пытается выдать себя за русского боярина XIX века. Он отращивает бакенбарды, надевает длинный сюртук, а в руках у него трость. Любой, кто встретит подобного человека, станет потешаться над ним. Теперь представьте, что этот чудак попытается относиться к прохожим так, будто бы они его крепостные крестьяне. В этом случае он рискует быть побитым, хотя, быть может, какой-нибудь нищий и сыграет в его игру в надежде выпросить немного денег.
Нечто подобное характерно сегодня для взаимоотношений России с некоторыми бывшими советскими республиками, поскольку внешнеполитическая доктрина, которой руководствуется сегодняшний Кремль, представляет собой нелепое сочетание концепции прагматической «Реальной политики» XIX века и геополитики начала XX века. Согласно данной теории, каждой великой державе нужны послушные государства-спутники. В свете данного подхода расширение НАТО интерпретируется как расширение сферы влияния Америки, происходящее, конечно же, в ущерб России.
Чтобы компенсировать свой обостряющийся комплекс неполноценности, Россия «слепила» Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая, судя по ее названию и уставным принципам, является пародией на НАТО. Несмотря на это, Кремль ничуть не смущает тот факт, что, по сути, ОДКБ представляет собой механическое соединение двусторонних военных договоров между Беларусью, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Россией.
Никто не знает, какую такую концепцию коллективной безопасности необходимо реализовывать: надо иметь богатое воображение, чтобы представить себе, что белорусский десантник участвует в защите таджикской границы. К тому же, конституции нескольких стран — членов ОДКБ —однозначно запрещают направлять войска за пределы государственной территории. Но близорукое сосредоточение Кремля на военных вопросах и его бессмысленные попытки сыграть с Западом в игру с нулевым исходом превратили Россию в объект для манипулирования ее меньшими партнерами.
Виртуозом подобного манипулирования является белорусский президент Александр Лукашенко. Белорусская экономика может функционировать только до тех пор, пока Россия субсидирует цены на энергию и предоставляет ей безвозмездные кредиты. Однако, несмотря на это, Лукашенко умело избегает реализации выгодных для России экономических проектов (например, введения единой валюты). Как только Россия применяет давление, он сразу же начинает кричать о «неблагодарности» Москвы, заявляя, что «10 млн. белорусов защищают Россию от танков НАТО».
Хуже того, стоит Москве попытаться настоять на своих требованиях, Лукашенко начинает без малейших угрызений совести отменять достигнутые ранее договоренности. Например, когда Россия запретила импорт белорусской молочной продукции (пытаясь наказать Лукашенко за то, что он взял кредит на 2 млрд. долларов, но не выполнил своего обещания признать Южную Осетию и Абхазию), Лукашенко отказался посетить встречу в верхах ОДКБ и присоединяться к коллективному соглашению о создании сил оперативного реагирования.
Лукашенко избегает любых крупных интеграционных проектов, даже тех, что касаются военной сферы. Наиболее наглядным примером является создание совместной системы ПВО. И Россия, и Беларусь пытаются реализовать данный проект уже в течение десяти лет; достигнуты бесчисленные договоренности... на бумаге. Но никаких конкретных действий предпринято не было. Лукашенко попросту не намерен подчинять Москве даже небольшую часть своей армии.
В то время как военная угроза с Запада является нереальной, в Центральной Азии данная угроза вполне конкретна. В случае поражения коалиции сил НАТО в Афганистане волна исламистского экстремизма захлестнет Центрально-Азиатские государства, что приведет к началу гражданских войн. Для России это может означать (в лучшем случае) десятки тысяч беженцев или (в худшем случае) проникновение на ее территорию вооруженных бандитских группировок.
В результате у Кремля имеется жизненно важная заинтересованность в успехе НАТО в Афганистане. Однако в течение последних четырех лет Россия старается всеми возможными способами помешать НАТО. В 2005 г. на встрече в верхах Шанхайской организации сотрудничества Владимир Путин настоял на включении в текст итоговой декларации пункта о необходимости ликвидации американских баз в Центральной Азии. Кремлевские стратеги объяснили это своими опасениями того, что США могут вытеснить Россию из Центральной Азии. Но теперь, когда по российско-американскому соглашению американским самолетам снабжения разрешено совершать полеты в Афганистан через воздушное пространство России, становится ясно, что Россия лишь пыталась монополизировать пути транспортировки военных грузов с целью получить рычаги давления на Соединенные Штаты.
В феврале Кремль дал киргизскому президенту Курманбеку Бакиеву 500 млн. долларов за его обещание закрыть американскую базу в своей стране. Затем американцы предложили Бакиеву 160 млн. долларов в год, и теперь там не может быть официальной базы, а лишь «транзитный центр», служащий тем же самым функциям. Так что Кремль заплатил несколько сотен миллионов долларов за смену нескольких вывесок.
Вскоре после этого российского вице-премьера Игоря Сечина и министра обороны Анатолия Сердюкова направили в Бишкек в попытке что-нибудь получить за российские деньги. Бакиев сказал что-то вроде: «Значит, вы обеспокоены американским военным присутствием в Центральной Азии и хотите ему противостоять. Хорошо: американцы могут иметь в Кыргызстане одну базу, а Россия — две».
Однако появившийся в результате этого «военный актив» является стратегическим мусором, будучи создан в регионе Ош, который практически не подчиняется центральной власти Кыргызстана: здесь царит ужасающая нищета, процветает торговля наркотиками и не стихает этническая напряженность. И вообще, захват российской военной базы для получения оружия может стать важной целью экстремистов. В некоторой степени тамошние российские солдаты уже являются заложниками — и не в последнюю очередь из-за провальной внешней политики Кремля.
Александр ГОЛЬЦ — независимый военный аналитик и заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал».