Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имидж Украины может улучшиться,

если государство докажет свою ответственность перед собственными гражданами и миром, считает посол США в Украине Карлос ПАСКУАЛЬ
10 ноября, 2001 - 00:00


Этот год в украинско-американских отношениях был достаточно драматичным. Вспомним поучающее письмо посла Пайфера, раздраженную реакцию украинской власти, подозрения в американской раскрутке кассетного дела. Все это, казалось, могло закончиться полным, окончательным взаимным разочарованием. Однако, события 11 сентября отсеяли частности и определили новые приоритеты. Сегодня есть шанс вернуть былой оптимизм двусторонних отношений — на новой, более реалистичной основе.

— Выглядит так, что нынешнее состояние отношений между США и Украиной не отвечает ни декларациям о стратегическом партнерстве, ни требованиям современной ситуации. Речь идет о том, что интенсивность контактов на высшем уровне, их результативность стала более низкой по сравнению, скажем, с позапрошлым годом; до сих пор не было ни одной встречи между президентами Бушем и Кучмой. Является ли эта точка зрения ошибочной? Что стало причиной этой ситуации?

— Соединенные Штаты последовательно придерживаются набора целей, поставленных в отношениях с Украиной. Мы неоднократно заявляли, что наша стратегическая цель — поддержка демократической, рыночно ориентированной Украины, которая бы интегрировалась в Европу. Это актуально и сегодня. За прошлый год Украина достигла значительного прогресса в экономике. Она приняла здоровый бюджет, в значительной степени перешла от бартерных расчетов к денежным. Выполняются обязательства по выплате зарплат и пенсий, в результате люди имеют больше денег на руках, что стимулирует потребительский спрос. Значительным фактором было достижение экономического роста в более чем 9 процентов за первые девять месяцев этого года. Украина приняла важные элементы экономического законодательства — Бюджетный и Земельный кодексы. Приняты первые три книги Гражданского кодекса, прояснены некоторые моменты реформы судопроизводства. Это в целом способствовало улучшению инвестиционного климата. Соответственно, Международный валютный фонд возобновил сотрудничество с Украиной, активизировались ее отношения с Мировым банком. Достигнута реструктуризация ее долга в Парижском клубе.

В политической сфере остается ряд вопросов и в двухсторонних отношениях, и на международной арене. Мало было сделано в расследовании дела Гонгадзе, остается под вопросом, действительно ли в Украине воплощаются в жизнь принципы верховенства права, закона. Украина пройдет очень строгий тест на свою приверженность демократическим принципам, проводя парламентские выборы в марте 2002-го года. То, как будут проведены эти выборы, и, что даже важнее, избирательная кампания, пошлет международному сообществу важный сигнал, действительно ли Украина намерена твердо придерживаться международных демократических стандартов.

Разумеется, мы тесно сотрудничаем с Украиной в вопросах, связанных с борьбой с терроризмом.

В контексте этих вопросов было много встреч на высоком уровне. Министр обороны Рамсфельд, советник президента США по национальной безопасности Райс посетили Украину, премьер-министр Украины и министр иностранных дел посещали США. Кроме того, мы продолжаем тесные контакты через двухсторонние комитеты по экономической политике, внешней политике, обороне и безопасности.

Таким образом, в целом моя оценка была бы такой: за этот период мы имели очень тесные и конструктивные взаимоотношения. У нас есть четкое понимание того, какие именно важные вопросы стоят на повестке дня, и мы можем вполне откровенно обсуждать проблемы и трудности.

— И много ли таких трудностей сейчас? И каких именно?

— На данном этапе, я думаю, принципиальные трудности отношений Украины с США те же, которые характерны и для международного положения Украины. Это дело Гонгадзе, убийство Александрова, другие случаи насилия по отношению к журналистам. Поднимается вопрос обеспечения свободы слова. Это ставит вопрос — действует ли правовая система в Украине достаточно эффективно, достаточно ли эффективна система защиты прав граждан? Именно это откровенно обсуждается между США и Украиной, и мы считаем, что Украина может действовать эффективно, чтобы и внутри страны, и в мире усилить убежденность, что в Украине действительно господствует верховенство права.

— Не кажется ли вам, что украинский имидж, изрядно подпорченный и делом Гонгадзе, и трагическим инцидентом с российским самолетом, оказывает свое психологическое воздействие независимо от того, какие шаги предпринимает сейчас Украина?

— Эти вопросы обсуждались во время визита премьер-министра Кинаха в США; он очень четко и ясно высказался по этому поводу. Он сказал, что Украина, как независимое государство, существует всего десять лет, и потому есть случаи советских традиций в том, как Киев пытается справиться со сложными вопросами. Эти вопросы часто не рассматриваются на должном уровне прозрачности. Он отметил, что Украине очень важно не бояться брать ответственность за свои поступки, признавать допущенные ошибки, принимать соответствующие компенсационные меры.

Если Украина сможет продемонстрировать решительные меры, подтверждающие ее ответственность и перед своими гражданами, и в мире, это сможет улучшить ее имидж и внутри страны, и на мировой арене.

Премьер-министр Кинах при этом отметил, что в Украине растет новое поколение, которое имеет возможность строить свою жизнь на основах свободы и гуманистических идеалах. С этим новым поколением придут и политические изменения. И это, кстати, одна из причин того, почему мы придаем такое большое значение программам обмена, которые американское правительство финансирует для того, чтобы дать возможность этому молодому поколению посмотреть и поразмыслить над тем, каким образом они в будущем смогут способствовать возрастанию своей страны. За последние десять лет более 25 тысяч украинцев посетили Соединенные Штаты по таким программам обмена. Это важный конкретный вклад, который мы можем сделать в будущее Украины.

— Вы говорили, что то, как будут подготовлены и проведены парламентские выборы, даст международному сообществу четкий сигнал. Есть ли у вас сейчас подозрения или основания подозревать, что эти выборы будут проведены непрозрачно, недемократично? Что именно может измениться по их результатам в отношении международного сообщества к Украине?

— Прежде всего, обязанность всех должностных лиц — серьезно, ответственно относиться к выборам, делать все, чтобы выборы прошли прозрачно, открыто. На президентских выборах 1999-го, референдуме 2000-го самую большую критику со стороны международного сообщества вызвал не столько сам подсчет голосов, сколько предвыборная кампания. Особенно то, как относились к роли СМИ в этих кампаниях. Принимая во внимание эти уроки, мы считаем, что для международных организаций, международных доноров и для украинских должностных лиц, ответственных за проведение выборов, одной из важнейших задач является создание равноправного поля для игры перед тем, как состоятся собственно выборы. США могут оказать помощь неправительственным организациям, СМИ, с тем, чтобы они могли организоваться для мониторинга, того, есть ли у различных партий равный доступ к СМИ, созданы ли в различных регионах действительно равноправные условия для различных политических сил.

— Так какими же могут быть последствия для Украины по результатам — как позитивными, так и негативными?

— Я не хотел бы сейчас загадывать, что может произойти негативного. Лучше было бы сосредоточиться на конструктивной части и понять, чего Украина могла бы достичь сама для себя, создав те условия, о которых мы говорили. Украина хочет утвердиться как европейское государство. Я думаю, все больше и больше растет понимание того, что европейскость достигается теми политическими, стратегическими решениями, которые страна принимает в своем внутреннем развитии. Сюда входит и понимание того, проводит ли страна свои выборы так, чтобы убедить своих граждан о их влиянии на качество избираемых ими политиков. Это создает соответствующее восприятие на международной арене. Важным фактором будет то, как Украина отреагирует на проблемы, которые, возможно, возникнут во время избирательной кампании. У каждой страны имеются проблемы во время кампании, это естественно, у нас также были проблемы во время президентских выборов.

— Можно ли при этом считать, что то, на каком уровне в США принимали экс-премьера Ющенко, указывает на определенные симпатии Вашингтона в отношении результатов украинских выборов?

— Я думаю, это должно было бы трактоваться как знак уважения к человеку, руководившему правительством Украины, которое смогло преодолеть резкое сокращение экономики и впервые за историю независимой Украины добиться ее роста.

— Вы уже говорили об определенном улучшении инвестиционного климата в Украине. Действительно ли он улучшился с точки зрения американского бизнеса?

— Я думаю, что в ситуации, когда в Украине существует экономический рост в 9,3%, а инфляция удерживается на уровне не выше 4%, можно утверждать, что предприняты конструктивные экономические решения. В результате немало американских предпринимателей, бизнесменов чувствует, что они могут эффективно действовать в Украине. Но прямые внешние инвестиции в Украину в течение этого года все еще оставались на низком уровне. Одна из причин заключалась в том, что американские бизнесмены выжидали, чтобы Украина ввела более крепкие правовые основы для рыночной экономики. Принятие Земельного кодекса было очень важным шагом в этом направлении. Принятие Налогового кодекса и законодательства о защите прав интеллектуальной собственности были бы двумя следующими очень важными шагами. По-видимому, больше всего жалоб американских бизнесменов относится к украинской судебной системе. Когда возникают проблемы, то у них часто появляется ощущение, что их дело никогда не будет честно рассмотрено в суде. Если же стороны обращаются в международный арбитраж, то потом добиться исполнения его решений в Украине практически невозможно. И это остается серьезным сдерживающим фактором для зарубежных инвестиций.

— Вы упомянули о защите прав интеллектуальной собственности. Что бы вы ответили тем, кто считает эту проблему просто примером не совсем честной конкуренции американских компаний?

— Меня попросил высказать мнение по поводу украинского законодательства в отношении защиты прав интеллектуальной собственности заместитель председателя Верховной Рады. Я с удовольствием предоставил информацию, отражавшую мнение экспертов в этой области, в том числе в отношении соответствия законодательства Украины стандартам Всемирной Торговой Организации.

Поскольку Украина отметила, что присоединение к ВТО является одной из главных целей ее внешнеэкономической политики, то мы с удовольствием оказываем всю возможную техническую помощь в структуризации украинского законодательства, чтобы оно отвечало международным принципам. Принятие законодательства по защите прав интеллектуальной собственности, соответствующего международным стандартам, будет очень важным фактором для поощрения как внутренних, так и внешних инвестиций.

— И по производству компакт- дисков тоже?

— Украина имеет огромный потенциал высоких технологий. Но получить инвестиции в эту отрасль она сможет, когда потенциальные инвесторы убедятся, что в результате вложения своих капиталов они получат интеллектуальную собственность, которая будет защищена. В том числе, и в области производства компакт-дисков. Международные звукозаписывающие компании имеют контакты с украинскими фирмами. Они дали понять, что как только будет принято соответствующее законодательство и будут получены свидетельства, что оно выполняется на практике, они были бы весьма заинтересованы в заключении контрактов с украинскими фирмами. Эти компакт-диски производились бы с полиграфическим оформлением на украинском языке, что четко указывало бы на то, что они сделаны именно для этого рынка. Стоимость одного такого диска, по оценкам специалистов, составляла бы 15 — 20 гривен.

— Если вернуться к наиболее актуальной сегодня проблеме международных отношений, т.е. антитеррористической операции, — как сегодня Соединенные Штаты оценивают привлечение Украины, могут ли быть изменены его формы с изменениями ситуации?

— Украина показала себя очень сильным и важным партнером. Украина сыграла очень важную роль в организации дипломатических усилий, направленных на то, чтобы заставить террористов, помогающие им страны и лица, ответить по закону. Это включает роль Украины в принятии очень важных резолюций ООН, в шагах, предпринятых странами ГУУАМ, а также в работе структур ее сотрудничества с НАТО.

Украина начала принимать важные меры в борьбе с отмыванием денег, что является ключевым элементом лишения террористов одного из возможных источников финансирования. Украина издала указы, обязывающие коммерческие банки заморозить либо конфисковать вклады любых лиц, имеющих связи с террористической деятельностью.

Украина разрешила пролет военно-транспортной авиации над своей территорией, а также возможность аварийных посадок на трех аэродромах. Каждый день мы приходим к пониманию каких-то новых мер в международной борьбе с терроризмом. Одним из важных шагов Украины могло бы быть принятие закона против отмывания денег, что дало бы власти финансовые и правовые инструменты для борьбы с незаконными денежными потоками.

Еще одним важным шагом было бы усиление Украиной контроля над своими границами. Некоторые меры для повышения числа таможенников, пограничников на ключевых таможенных и приграничных пунктах уже приняты. Но есть потенциал для осуществления еще ряда шагов, в которых США могут оказать Украине конкретную помощь.

— Конгресс США, парламенты Германии и Франции приняли изменения в законодательстве, предоставляющие спецслужбам для борьбы с терроризмом большие полномочия. Это сразу же ставит вопрос: не пострадает ли при этом демократия, есть ли механизмы, препятствующие превращению борьбы с терроризмом и стремления усилить безопасность в новую «охоту на ведьм»; как можно выдержать этот баланс?

— Это очень важный вопрос. Усиление безопасности, требования безопасности в ходе антитеррористической кампании ни в коем случае не должны быть использованы для ограничения индивидуальных прав и свобод граждан. Нам очень важно помнить, что наша сила, сила Америки как государства заключается именно в уважении к свободе и человеческому достоинству. Если мы забудем о защите этих фундаментальных ценностей, то можно будет констатировать, что террористы своего достигли. Поэтому в Соединенных Штатах развернулась широкая дискуссия на тему — где же пределы этих мер безопасности, чтобы они не стали серьезным ущемлением свободы. В ходе этой дискуссии президент Буш неоднократно отмечал, что цель борьбы с террористами — не ограничение свободы, а защита свободы.

Украина может руководствоваться этим принципом в вызовах, стоящих сейчас перед ней. С приближением выборов она должна думать над тем, как предоставить людям более широкие возможности высказывания своего мнения, для реализации своих голосов. Для достижения этого Украине следует создать среду, в которой люди обменивались бы мнениями, информацией. И в этом контексте борьба с терроризмом и усилия по укреплению демократического, свободного общества совпадают.

Разумеется, в любом обществе, основанном на принципах свободы, существует риск, что террористы найдут возможности для своей деятельности. Соответственно, мы неминуемо будем пытаться отрезать террористов от таких возможностей. Но когда мы пытаемся лишить террористов возможности свободного передвижения, источников финансирования, мы должны помнить, что мы это делаем для защиты основных прав и свобод, для упрочения демократического общества, которое будет предпосылкой процветания для всех.

— Не повлияет ли усиление мер безопасности, принятие нового иммиграционного законодательства на процесс получения виз украинскими гражданами?

— На этот момент в американской визовой системе нет никаких изменений. Но встречи представителей консульского отделения государственного департамента с коллегами из Белого дома и других государственных агентств США с целью обсуждения возможных изменений визового законодательства продолжаются. На них обсуждаются возможные шаги по установлению контроля, который бы предотвращал проникновение террористов, преступников, которых никто из нас не хотел бы видеть в своих странах, сохраняя при этом возможность посещать Соединенные Штаты для нормальных граждан.

Соединенные Штаты — это страна эмигрантов. Я сам эмигрант, я приехал в Соединенные Штаты, когда мне было три года. И нам важно помнить, что мы превратили это разнообразие в свою силу .

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ