События во взаимоотношениях России и ближайших соседей — стран СНГ разворачиваются столь стремительно, что не всегда успеваешь вовремя отреагировать. К сожалению, российская внешняя политика обрела такую устойчивую тенденцию, что все случившееся в последние недели стало лишь естественной реакцией суверенных государств на попытки вести себя с ними в духе империи конца XIX — начала XX веков. Напомним основные вехи июньских событий.
Начнем с того, что в ответ на откровенно недружественную акцию, предпринятую Роспотребнадзором России по запрету ввоза вначале почти 500 наименований молочной продукции из Беларуси, а потом — еще 800 якобы из-за несвоевременного переоформления документов в соответствии с новыми российскими регламентами, Республика Беларусь отреагировала жестким, но абсолютно допустимым в практике межгосударственных отношений и вполне логичным образом. В воскресенье, 14 июня, белорусская сторона уведомила Москву о том, что не примет участия в намеченном на этот день саммите глав государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и подписании намечавшихся документов о формировании Коллективных сил оперативного развертывания (КСОР).
В самом деле: почему это вдруг экономическая безопасность выпала из общего понятия безопасности? Одно без другого просто не существует. Или можно одной рукой укреплять вооруженные силы, а другой — рушить экономику и все это вместе считать «коллективной безопасностью»? Да ведь это была бы шизофрения в чистом виде! И неслучайно предельно четко сказано в направленной в тот день в Москву ноте руководства Беларуси о невозможности «обсуждать вопросы коллективной безопасности в условиях, когда под угрозой находится ее экономическая безопасность». Но что тут началось в российских СМИ!.. Просто недружественный по отношению к союзному (вроде бы?!) государству тон в подаче информации чередовался с откровенно оскорбительным — причем особо усердствовали те самые государственные СМИ, которые хорошо известны и украинской общественности недопустимыми в цивилизованной мировой практике выпадами против их страны.
Масла в огонь подлил сам российский премьер-министр В. Путин. На заседании президиума правительства России, прошедшем на следующий день, в понедельник, 15 июня, он отозвался о белорусских коллегах в иронично-покровительственном тоне: обижаться, мол, не нужно. Кризис, утомляемость, стрессы... Между тем, если анализировать беспристрастно, то станет понятным, что это, скорее, не белорусская, а совсем другая сторона «утомилась от кризиса». И от такого «утомления» стала совершать поступки во вред себе. В самом деле: как можно говорить о Белоруссии как о стране, «утомившейся от кризиса», если, как все знают, у нее за первые четыре месяца текущего года рост ВВП составил 1,2 процента, а в России за этот же период зафиксировано падение ВВП на 9,8 процента! Кто-то забыл арифметику в рамках начальной школы?.. От таких сравнений точно может возникнуть «утомление от кризиса»!
И как теперь, скажите на милость, претворять в жизнь решение, принятое 9 июня 2009 года на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав правительств в Москве, согласно которому дальнейшие переговоры о вступлении в ВТО Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан будут вести совместно в составе единого таможенного пространства? И что с 1 января будущего года вообще заработает Таможенный союз указанных трех государств? Так это что, в качестве первого шага к грядущему «свободному» перемещению товаров по территории этих государств одно из них выставило заградительные барьеры против другого? А каким же тогда, интересно, может быть второй шаг?.. И все последующие?.. Может быть, в духе того, о чем сказал процитированный в российской прессе неназванный «источник в Кремле»: мол, кое-кому надоело быть президентом Беларуси?!
Естественно, что руководство Республики Беларусь предприняло необходимые меры по противодействию такому беспардонному и наглому нажиму — и непосредственно на российско-белорусской границе, и по дипломатическим каналам на международной арене. И что же? Почувствовав решительный отпор, незадачливые последователи царей Романовых пошли на попятную, сразу же (!) разрешив «на компромиссной основе» проблемы с поставками белорусской молочной продукции. Но на какой «компромиссной основе» можно исправить ущерб, который своими же собственными действиями Россия нанесла взаимоотношениям с соседями?
Ведь всем очевидно, что Россия сама самым активным образом перечеркивает провозглашенные ею же самой принципы внешней (в том числе — внешнеэкономической) политики. Не указанное ее ли поведение в отношениях с ближайшим — на словах! — союзником подвигло, скажем, руководство Киргизстана (еще одной страны, входящей в ЕврАзЭС и ранее изъявившей желание присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана) пересмотреть свое первоначальное решение о закрытии авиабазы США «Манас» и подписать 22 июня соглашение с американской стороной о создании на территории «Манаса» Центра транзитных перевозок? Решение с точки зрения суверенного государства абсолютно логичное и оправданное — если учесть, что односторонняя ориентация на сегодняшнюю Россию может оказаться просто опасной. Так отчего же российские СМИ и в этом случае резко «обиделись» на своего партнера по ЕврАзЭС? Обижались бы лучше на собственное руководство, которому ближайшие партнеры обоснованно перестают доверять.
Последний пример такого рода — визит в последнюю неделю июня в Армению, которую Москва рассматривает в качестве своего «стратегического союзника» в Закавказье, президента Республики Грузия Михаил Саакашвили, переговоры его в дружественной атмосфере с армянским руководством и награждение орденом Республики Армения за развитие отношений между двумя соседскими государствами и народами. Здесь российские «полуофициальные» СМИ что-то было попытались сказать, однако официальные — сохранили полное молчание об этом событии. Видимо, кто-то «сверху» догадался, что выказывать «возмущение» вполне естественной и законной внешнеполитической деятельностью суверенного государства просто контрпродуктивно для самих себя. И верно: географию из школьного курса за 5-й класс знать надо, господа хорошие! Армения не граничит напрямую с Российской Федерацией, зато имеет общую границу и с Азербайджаном, и с Грузией. Любое транспортное сообщение, а также снабжение Армении жизненно важными газом и нефтью идет по территории этих двух государств. Ну какой нормальный человек — если только он не захвачен кремлевскими химерами установления геополитического господства над бывшими союзными республиками — не будет в такой ситуации стремиться к поддержанию нормальных, добрых отношений с соседями?! Поэтому, если кто-то в Москве и надеялся на проведение антигрузинской политики, так сказать, «с юга», со стороны Армении, то его ожидало горькое разочарование.
А вообще-то июнь выдался вполне нормальным — со всех точек зрения. Ибо, если твоей политике перестают доверять даже самые близкие соседи, то вполне логично предположить, что дело не в соседях, а именно в твоей политике. И такое их поведение, диктуемое интересами их народов, мы и называем абсолютно логичным и нормальным.