Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Индия и США: путь к сближению

2 октября, 2001 - 00:00


События 11 сентября действительно перевернули если не мир, то представление о нем. Именно об этом может свидетельствовать статья, главная идея которой — возможность сближения между Индией и США на основе взаимной борьбы с терроризмом после многих лет прохладных отношений. О реальности этого свидетельствуют и последние шаги индийского руководства, заявившего о поддержке акции США, о возможности использования индийских военных баз, а также предоставивших данные о возможных базах террористов. И это возможное сближение может внести немалый вклад в перестройку геополитической картины мира.

В то время как весь мир ожидает ответных действий Америки на террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне, на сцену выходит некогда скрытый фактор в международных отношениях. После прохладных отношений, существовавших в течение полувека, Соединенные Штаты и Индия, не привлекая к себе всеобщего внимания, налаживают стратегическое партнерство, в котором некоторые видят возможный «альянс». В условиях повышенного внимания, сосредоточенного на Афганистане и Пакистане в преддверии надвигающейся войны против терроризма, эти новые взаимоотношения представляют для всего мира жизненный интерес. В самом деле, министр иностранных дел и обороны Индии Джасджит Сингх уже предложил территорию Индии в качестве базы для военных операций США против объектов, где находятся террористы. То, что в разгар внутренних беспорядков, вызванных поддержкой Пакистаном анти-террористической кампании США, пакистанский лидер генерал Мушарраф чувствует себя вынужденным обвинять Индию в том, что она «использует» ситуацию для того, чтобы наладить отношения с США, только подчеркивает возрастающее значение США в регионе.

Всего три года назад лишь немногие предсказывали это сближение интересов. Индия своими испытаниями ядерного оружия навлекла на себя немилость со стороны Америки... Общих точек соприкосновения было немного. Оглядываясь назад, можно увидеть, что у обеих сторон имелся практически бесконечный список поводов для недовольства друг другом. И вдруг, неожиданно, все раздражение улетучилось.

Главным фактором была холодная война, так как она влияла не только на политику, но и на восприятие этими странами друг друга. Усилия Америки, направленные на сдерживание Советского Союза, лоб в лоб сталкивались с устремлениями Индии и ее ролью лидера Всемирного движения неприсоединения. Американо-индийские отношения омрачал тот факт, что на Индию смотрели как на друга номер один Советского Союза, который для Америки был врагом номер один. Окончание холодной войны позволило начаться оттепели в отношениях между двумя странами.

Проведенная в 1991 году либерализация индийской экономики улучшила имидж Индии в США, а также укрепила экономику самой Индии. Однако Пакистан оставался усложняющим фактором. Начиная с 1950-х, Пакистану навязывались связи с Америкой, поскольку Америка видела в нем бастион, стоящий на пути экспансии Советов, и поэтому, в свете своего сотрудничества с Пакистаном, Америка должна была держать в тени свою политику в отношении Индии.

После того как Пакистан более чем на десять лет попал в нисходящую спираль нестабильности и просчетов в управлении экономикой, его репутация в Америке начала падать, так как его роль буфера, которую он играл во времена холодной войны, начала уменьшаться. В то время как престиж Пакистана во всем мире упал, тот факт, что он создал Талибан и продолжает оказывать ему поддержку, ударил по нему бумерангом. Поскольку между двумя странами существуют открытые связи, то оказывающий поддержку международному терроризму экстремистский режим в Кабуле бросил тень на образ Пакистана. Злоключения Пакистана в Кашмире и военный переворот, свергший законно избранное правительство, еще больше настроили общественное мнение в Америке против него. И это полностью контрастирует с Индией и тем, как она с помощью военных и дипломатических средств достойно урегулировала ничем не спровоцированную агрессию пакистанской армии в Кашмире.

До этого барьером, препятствовавшим сближению Америки и Индии, был Договор о нераспространении ядерного оружия. Американская политика, глобальная по своей природе, в отношении Индии сводилась к повторению заклинания «ограничить, сократить и уничтожить» ядерный потенциал в Южной Азии. Но поскольку отношения между Индией и Пакистаном «бурлили» вокруг проблемы Кашмира, то ни одна из стран в одностороннем порядке не желала отказаться от исследований в области разработки ядерных вооружений.

Возникновение угрозы развязывания ядерной войны на субконтиненте положило начало налаживанию стратегического диалога между США и Индией с целью обсуждения интересов в области безопасности. Консультации по таким вопросам со страной, которая не являлась ни врагом, ни союзником были уникальными для Америки. И для Индии также эти переговоры были сродни поднятию целины, так как в таком масштабе вопросы безопасности редко затрагивались в те дни, когда Индия и Советский Союз открыто заявляли о дружбе между собой. Эти, проводившиеся на реальной основе переговоры, создали модель нового сотрудничества. Консультации, проводимые во время Киргильской войны в Кашмире в 1999 году, когда для прекращения пакистанской агрессии Индия наряду с военным искусством использовала также искусство политики и дипломатии, вселили доверие к обоим правительствам и способствовали установлению их доверия друг к другу. Готовность президента Буша к проведению консультаций на высшем уровне с руководством Индии по проблеме противоракетной обороны и позитивный (некоторые могли бы сказать восторженный) отклик Индии указывали на то, что в этих новых отношениях присутствует теплота и совпадение интересов.

Но отношения между Индией и США включают в себя больше, чем стратегический военный компонент. Америка является самым большим торговым партнером Индии. Оборот индийской индустрии информационных технологий (IT) взлетел за десять лет (1990— 2000 гг.) с отметки 150 миллионов до 5,7 миллиарда долларов США. Две из пяти американских компаний, входящих в список Fortune 500, размещают в Индии заказы на разработку необходимого им программного обеспечения. Информационные технологии не только создают новые широкие перспективы для сотрудничества, но и преобразуют имидж Индии как страны, которая становится современным динамичным обществом. Почти 1,8 миллиона индийцев, эмигрировавших в Америку — и большинство из них является высококвалифицированными специалистами — важны для экономики США и их мнение, касающееся внутренней политики США, приобретает все большее значение.

По мере того как США перестают связывать свою политику в отношении Индии со своим подходом к Пакистану, многие старые дипломатические неувязки должны исчезнуть. Начался пересмотр санкций, введенных против Индии в ответ на проведение ею испытаний ядерного оружия, и эти санкции, возможно, вскоре будут сняты.

Торговля наркотиками, отмывание денег и экономические преступления — в этих областях две страны уже работают вместе, поскольку в данный момент по этим проблемам они лучше понимают позиции друг друга и у них имеются совместные интересы. Без привлечения к себе особого внимания полным ходом идет развитие сотрудничества в военной области. Образованная в 1995 году группа по оборонной политике будет способствовать развитию этого сотрудничества.

По-видимому, именно в войне с терроризмом мы и увидим плоды этого нового сотрудничества, причем увидим их скоро. Ужасающие атаки террористов на Америку, совершенные, скорее всего, приверженцами экстремистской идеологии религиозного джихада, сблизили эти два государства с либерально-демократической формой правления сильнее, чем когда-либо раньше. Во Всемирном торговом центре индусы умирали рядом с американцами и представителями других национальностей. Премьер-министр Ваджпайи предложил Америке сотрудничество во всех областях.

Индия однозначно желает совместно с Соединенными Штатами использовать силу против преступников, совершивших террористические акты. Потому что наибольшую угрозу международный терроризм представляет для государств с либерально-демократической формой правления, и как самая густонаселенная демократическая страна в мире, Индия осознает, что она является особенно уязвимой в этом отношении. Естественно и правильно, что в этот тяжелый час самые большие и наиболее могущественные демократические страны создают стратегический альянс для противостояния терроризму. Проект Синдикат для «Дня»

Джасджит Сингх, директор Индийского института стратегических исследований.

Джасджит СИНГХ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ