Индонезийское правительство не отказывается, в принципе, от присутствия миротворческого корпуса для обеспечения мира в регионе, но только не сейчас. Президент Индонезии Хабиби утверждает, что страна имеет достаточно сил для наведения на острове порядка. Последствий этих обещаний пока не видно. В то же время, по сообщениям ООН, больше 200 тысяч тиморцев покинули свои дома в поисках мирной жизни. Внешние связи Джакарты с каждым днем ухудшаются. В четверг, сообщает АП, Пентагон прекратил свои взаимоотношения с министерствами обороны и иностранных дел Индонезии до полного прекращения кровопролития. В то же время некоторые страны, в частности азиатского региона, призывают мировое сообщество направить на остров миротворческие силы. Однако страны, среди них и Соединенные Штаты, воспринимают подобную агитацию с осторожностью и заявляют, что не вмешаются в регион без разрешения индонезийского правительства. В Вашингтоне генерал Генри Шелтон доложил Комитету Вооруженных Сил при Сенате, что теперь кризис на Восточном Тиморе не представляет угрозы национальным интересам США, поэтому введение американских войск было неоправданным. Несколько позже, правда, президент Билл Клинтон настойчиво требовал от правительства разрешить вмешательство международных миротворцев. Вчера, к тому же, пригрозила прекращением экономических связей с Индонезией Австралия (ежегодный товарооборот между двумя странами оценивается в $3,9 миллиарда).
Не обойтись на острове, очевидно, и без столкновений на религиозной почве. Позавчера римо-католики обвинили проиндонезийские силы в обстреле церквей Восточного Тимора. Здесь отразилось исконное противостояние преимущественно католического острова и мусульманской Индонезии. «Это настоящий ад. Мне хочется кричать всем: спасите нас! Но, кажется, никто не желает слышать. Пока мир разглагольствует относительно ситуации на острове, мы умираем», — жаловалась ватиканской газете монахиня Эсмеральда де Арауйо. Согласно последним данным, силами органов безопасности Индонезии в гранатной атаке по церкви в городе Суаи было убито около 100 человек, среди которых три священника. Пятнадцать священников и несколько монахинь погибло в городах Дили и Баукау.
Но как не удивительно, индонезийское правительство утверждает, что на острове не было никакого кровопролития. Это в то время, когда сотни беженцев рассказывают об убийстве их соседей неизвестными в черных масках на следующий же день после объявления результатов референдума, в ходе которого тиморцы выказали желание жить независимо от Индонезии. «Я видел десятки застреленных, — рассказывает свидетель, который был очевидцем атаки вооруженных людей на дом римо-католического епископа в Дили в прошлый понедельник. — На моих глазах был зарезан юноша».
Точное количество погибших пока что никто не знает. Проиндонезийское ополчение угрожает, что будет стрелять по международным обозревателям и журналистам, которые попытаються посетить лагеря с тиморскими беженцами.
И даже при таких обстоятельствах Индонезия не собирается идти на какие-то уступки. Переговоры делегации ООН с главнокомандующим армии Индонезии не принесли никаких результатов. Кровопролитие на острове продолжается — и пока что нет даже малейшего признака, что ситуация улучшится.
МИД Украины, кстати, присоединилось к заявлениям многих государств по поводу событий на Восточном Тиморе. Как всегда — с некоторым опозданием и, как всегда — без какой бы то ни было надежды повлиять на ситуацию. Парадокс же этой ситуации в том, что сейчас в роли колониальной империи выступает Индонезия, которая сама получила независимость сравнительно недавно.