Главным приоритетом внешней политики Сербии является членство в ЕС. И после нескольких лет активной работы, гармонизации законодательства и правовой системы с законами Европейского Союза, реализации серьезных реформ Белграду удалось подписать соглашение об ассоциации и стабилизации с Брюсселем. В конце прошлого года Сербия получила безвизовый режим с еэсовскими странами и подала заявку на членство в ЕС. Каким образом удалось Сербии добиться поставленных целей, как она собирается вернуть в свой состав Косово? Почему для Белграда важна поддержка Киева? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью посла Республики Сербия в Украине Душана ЛАЗИЧА.
— Действительно, мы сделали много для реформирования организации государства и общества, хотя это было непросто. Однако мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работу в этом плане. Перед нами относительно долгий путь к членству в ЕС. Мы довольны, что в ЕС положительно оценили сделанную нами работу, и ожидаем, что до конца этого года получим статус кандидата на членство. Хотя и без этого статуса наш процесс приближения к ЕС является необратимым. Существует взаимная заинтересованность Евросоюза и нашего государства, чтобы двигаться более быстрыми шагами.
— Эксперты говорят, что вашей стране удалось добиться отмены визового режима с ЕС благодаря жесткой позиции на переговорах с Брюсселем...
— Получение безвизового режима для наших граждан очень важный момент. Переговоры действительно были долгими и трудными. Нам нужно было выполнить несколько условий, которые касаются не только Сербии, а и других стран, которые хотят иметь безвизовый режим с Европейским Союзом. И эти требования надо выполнить на практике. Могу сказать, что это результат предпринятых внутри страны мер по реализации на практике договора о реадмиссии и других международных конвенций, а также борьба с организованной преступностью, международным терроризмом. Нужно было сделать много вещей и для безопасности, и для обеспечения определенных перемен в стране, а также сотрудничества с другими странами. Поэтому получение безвизового режима — это результат конкретных мер, которые мы предприняли, а не каких-то жестких переговоров.
Для нас это важный политический момент, поскольку снятие визового режима демонстрирует то, что к Сербии растет доверие международного сообщества. И теперь в мире по-другому смотрят на нашу страну. Это решение имеет также экономические аспекты. Ведь инвесторы тоже учитывают на то, как Европейский Союз оценивает происходящие в Сербии процессы.
Нельзя забывать и психологическое значение отмены визового режима. Ведь таким образом наши граждане, включая молодых людей, получают возможность свободно путешествовать, знакомиться с опытом других стран.
— Господин посол, не могли бы вы сказать, что важнее для Сербии в интеграции в ЕС: разделять европейские ценности или подняться до европейских стандартов жизни?
— Для нас важны и европейские ценности, и уровень жизни, поскольку они естественно взаимосвязаны. Все, что мы делаем, — не для того, чтобы просто выполнить требования Европейского Союза. Мы все это делаем для себя, чтобы обеспечить демократическую, экономическую и гуманитарную трансформацию нашего общества, чтобы повысить уровень жизни наших людей. Все это мы делаем для наших граждан, для развития страны в целом.
— А интеграция в НАТО пользуется поддержкой у граждан вашей страны?
— Мы поддерживаем хорошие отношения с НАТО. Основой этих отношений является программа «Партнерство ради мира». Для нашей страны полезно сотрудничество с Альянсом, поскольку оно помогает развитию вооруженных сил и системы безопасности нашей страны и региона в целом. Убежден, что и дальше будет успешно развиваться это сотрудничество.
Что касается членства в НАТО, то наш парламент принял решение, что Сербия имеет статус военно-нейтральной страны. В то же время мы принимаем участие в разных международных военных миротворческих миссиях. Мы хотим быть субъектом международных отношений, вносить вклад в процессы стабилизации, борьбы против терроризма.
— Господин посол, многие эксперты считают нейтральный статус анахронизмом. Посмотрите на Финляндию и Швецию, которые наравне с членами Альянса работают в НАТО. Никто не может сейчас назвать их нейтральными...
— Наше сотрудничество с НАТО, как я уже сказал, развивается хорошо. Страны — члены Альянса также положительно оценивают сотрудничество с Сербией. Мы окружены странами Альянса и не хотим быть каким-то изолированным островком, поэтому и заинтересованы в развитии сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира». Самое главное — это сотрудничество обеспечивает безопасность нашей страны, и мы готовы включиться во все процессы, которые решают вопросы безопасности на Балканах, в Европе, в мире. Мы заинтересованы в развитии взаимовыгодных и всесторонних отношений с соседями, что является предпосылкой вступления в ЕС.
— А каким видится вашей стране разрешение косовского вопроса?
— Статус Косово — болезненный и очень сложный вопрос для Сербии. Сейчас этот он на рассмотрении Международного суда в Гааге. Мы ожидаем вердикт этого суда относительно одностороннего провозглашения независимости Косово. По нашему мнению, это было сделано в нарушение норм международного права. Наши аргументы отвечают основным постулатам и принципам международного права. Как вы понимаете, мы очень заинтересованы в защите территориальной целостности нашей страны. Ведь ни одна страна в мире не может отказаться от части своей территории и народа.
Несмотря на то, что это очень серьезная проблема, мы хотим ее все-таки решить путем переговоров, найти компромиссное решение, которое устроит все заинтересованные стороны, учтет интересы албанцев, живущих в Косово. Мы получаем поддержку многих стран, в том числе Украины, которая не признала одностороннее провозглашение независимости Косово. Многие страны не хотят признавать независимость Косово, поскольку понимают, что однажды подобная проблема может затронуть и их территориальную целостность.
Поскольку мы считаем, что косовский вопрос надо решать политическими средствами, путем переговоров, наше правительство эту острую политическую проблему перевело в правовую плоскость.
— Мировой финансовый кризис затронул все страны. Как сообщают СМИ, вашей стране, как и Украине, пришлось брать кредиты у МВФ. Хотелось бы услышать, как ваша страна решает этот вопрос, легко ли вести переговоры с МВФ?
— Из-за этого кризиса мы столкнулись с серьезными экономическими проблемами, которые отрицательно влияют на уровень жизни наших людей, на развитие экономики, на развитие общества в целом. Для выхода из кризиса для нас важна международная финансовая поддержка. У нас, как и у вас, существует программа сотрудничества с МВФ. Вести переговоры с этим фондом нелегко, позиции иногда не совпадают. Тем не менее, в сотрудничестве с МВФ нужно находить компромисс. С одной стороны, в стране необходима политическая и социальная стабильность, чтобы обеспечить жизнь людей, а с другой стороны — нам нужно предпринимать не всегда популярные реформы. Без этих реформ мы не можем найти выход из кризиса. Нам нужна поддержка МВФ, и мы ее ценим. Получение кредитов этого фонда является к тому же индикатором для мировых инвесторов, которые, видя хорошее сотрудничество Сербии с МВФ, СБ и другими финансовыми институциями, считают, что можно вкладывать деньги в эту страну.
— Господин посол, можете ли вы сказать, какие рекомендации МВФ было легко принять, а какие вызвали разногласия?
— Разногласия вызвали рекомендации, которые касаются социальной сферы, зарплат и пенсий. Существуют разные взгляды относительно того, как влияет на экономику замораживание зарплат и пенсий. С одной стороны, это ухудшает уровень жизни, а с другой — негативно влияет на экономику. И нужна кропотливая и ответственная работа, чтобы это согласовать, особенно в условиях кризиса.
— Давайте поговорим об отношениях между нашими странами. Вы говорили о важности для вашей страны безвизового режима с ЕС. Можно ли ожидать, что Сербия пойдет на подобный шаг в отношении Украины?
— Я думаю, мы будем работать в этом направлении, чтобы между нашими странами не было визового режима. Впрочем, могу сказать, что украинцы без проблем могут получить визу в течение одного дня. Между нашими странами очень мягкий визовый режим. Тем не менее, целью должно быть снятие даже такого мягкого визового режима. Этот вопрос может быть рассмотрен во время переговоров в рамках встреч работников министерств внутренних дел и снят с повестки дня.
— Как повлиял кризис на торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами?
— До кризиса товарооборот между нашими странами постоянно возрастал и в 2008 году составил почти 1 млрд. долларов. Но, к сожалению, в связи с этим кризисом товарооборот в прошлом году упал на 52 процента. Нам нужно обоюдно предпринимать разные меры и усилия, чтобы остановить дальнейшее падение товарооборота и возобновить его рост. Во-первых, следует восстановить работу межправительственной комиссии, которая долгое время практически не собиралась. Мы могли бы на этом уровне подвести итоги, обменяться мнениями и договориться о программе будущего развития экономического сотрудничества. Надеюсь, что в этом году состоится ее заседание на высоком уровне. Одним из механизмов может стать подписание соглашения о свободной торговле между нашими странами. Украина является членом ВТО, а мы тоже хотим стать членом этой организации. В связи с этим для нас очень важна поддержка Украины. И мы надеемся, что получим эту поддержку и тогда сможем по-другому решать экономические вопросы. Нужно снять все препятствия, которые мешают бизнесу свободно дышать. Нужно организовывать бизнес-форумы, выставки и другие мероприятия, чтобы наши предприниматели лучше знали друг друга.
Необходимо интенсифицировать диалог на высоком и высшем уровне, сделать этот диалог регулярным. Обмен мнениями и информацией может быть очень полезным. И самое главное — чтобы все сверху донизу принимали необходимые меры на практике. А возможности для сотрудничества между нашими странами трудно переоценить. Причем во многих сферах, начиная с туризма, агропромышленного комплекса — и до практически всех отраслей промышленности.
— Господин посол, нашим читателям было бы интересно услышать от вас мнение о нашей стране. Вы раньше бывали в Украине, а ныне уже более полугода возглавляете дипломатическую миссию в Киеве. Можете сравнить...
— У меня еще не было возможности побывать в регионах и познакомиться со страной. Я пока смотрю на это, так сказать, через призму Киева. У меня есть информация о наших предпринимателях, которые работают здесь в разных городах. Относительно атмосферы работы могу с определенностью сказать, что ваши официальные лица и граждане очень отзывчивы. Заметно дружеское расположение к нашему народу, к Сербии. Атмосфера между нашими государствами, нашими народами доброжелательная и теплая. Я вам могу сказать, что в Сербии наблюдается то же самое. Это важный момент для развития всех видов сотрудничества, в том числе и культурного. Корни этой дружбы очень глубоки, и это нужно использовать для развития наших отношений.
У меня хорошее впечатление о вашей стране. Я попал сюда в очень интересный предвыборный момент. Следил за тем, что происходило здесь, и считаю, что Украина демократическая страна. У вас новый Президент, новая правящая коалиция, новое правительство. Судя по заявлениям официальных лиц, я заметил, что основная направленность политики — на реформы. Это правильный и перспективный путь. Исходя из практики и опыта Сербии, могу сказать, что без реформ ничего невозможно сделать, нельзя решить общественные, политические, экономические и социальные проблемы. Кроме того, я вижу у вас сбалансированную внешнюю политику: развитие сотрудничества с Западом и с Востоком. Хорошие отношения со всеми — предпосылка к тому, чтобы защитить интересы страны, обеспечить ее успешное развитие и стабильность в данной части мира.