Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Инвентаризация» отношений

Оценка «перезагрузки» и следующих шагов в российско-американской политике
14 апреля, 1996 - 18:39
ПРЕЗИДЕНТЫ США И РОССИИ — БАРАК ОБАМА И ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ — ДОГОВОРИЛИСЬ УНИЧТОЖИТЬ ПО 34 ТОННЫ ОБОГАЩЕННОГО ПЛУТОНИЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Когда президент Барак Обама в январе 2009 года пришел в Белый дом, американско-российские отношения находились на самой низкой отметке со времен окончания холодной войны. Всего за пять месяцев до этого его предшественнику был представлен план действий с нанесением ударов по вторгшимся в Грузию российским воинским частям, что могло привести к катастрофическим последствиям. Но и до российско-грузинской войны двусторонние отношения находились в состоянии почти полного расстройства.

Администрация Обамы приступила к работе с уверенностью в том, что сохранение такого положения вещей наносит вред интересам национальной безопасности Соединенных Штатов. Улучшение взаимоотношений между США и Россией было крайне важно для новой команды, пытавшейся добиться успеха в своих основных приоритетах, таких как стабилизация в Афганистане и обеспечение безопасности и сохранности ядерных материалов.

Администрация решила применить новый подход и наладить взаимодействие с Москвой по важнейшим проблемам, с которыми сталкиваются обе страны. Вице-президент Джо Байден назвал такую тактику нажатием «кнопки перезагрузки» в двусторонних отношениях. Но администрация была также решительно настроена на то, чтобы не допустить налаживания такого взаимодействия в ущерб другим приоритетам США и нашим основополагающим ценностям.

8 апреля 2010 года президент Обама встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым в Праге, чтобы подписать новый договор СНВ, пришедший на смену первоначальному историческому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Тем самым, он выполнил главную задачу администрации в сфере «перезагрузки». Новый договор СНВ предусматривает значительные и поддающиеся проверке сокращения в арсеналах обеих сторон.

Подписание нового соглашения в области контроля вооружений также создает возможность для оценки процесса «перезагрузки» и для концентрации усилий на перспективах американско-российских взаимоотношений.

Тщательная «инвентаризация» политики администрации в отношении России показывает, что налаженное взаимодействие уже принесло конкретные дивиденды. Сам по себе новый договор СНВ свидетельствует о значительном улучшении двусторонних отношений, которое имеет место с приходом к власти президента Обамы.

Были и другие существенные достижения, включая сотрудничество в вопросе стабилизации Афганистана, совместные усилия по решению проблем, связанных с ядерной программой Ирана, и создание особой инфраструктуры для налаживания взаимоотношений в рамках двусторонней Президентской комиссии. Менее заметными, но не менее важными стали первые успехи администрации в ликвидации глубокого недоверия между двумя странами. Новая атмосфера ослабленной враждебности сыграла важную роль в предотвращении целого ряда потенциально губительных событий, включая повторение конфликта в Грузии в годовщину августовской войны 2008 года.

Безусловно, были ошибки и просчеты. А по некоторым вопросам, таким как выполнение Россией своих международных обязательств и развитие экономических связей, достигнутый прогресс был минимален.

Но существующие сегодня конструктивные и содержательные двусторонние отношения разительно отличаются от того состояния, в котором они находились в момент прихода к власти президента Обамы. И, несмотря на частые утверждения в средствах массовой информации об обратном, такое улучшение достигнуто не в ущерб каким-то другим политическим целям. Администрация в рамках перезагрузки отношений с Москвой не шла ни на какие «грандиозные сделки».

В докладе под названием «Оценивая «перезагрузку» и следующие шаги в российско-американской политике» (одноименное с названием статьи) рассматриваются достижения и нерешенные проблемы первого года перезагрузки, а также предлагаются рекомендации по их решению и расширению взаимоотношений. Если говорить конкретно, администрация должна предпринять следующие шаги:

КОНТРОЛЬ ВООРУЖЕНИЙ

— Расширение списка задач по контролю вооружений. Сегодня, когда подписан новый договор СНВ, администрации следует начать переговоры с русскими о дальнейших сокращениях ядерного оружия.

ГРУЗИЯ

— Разработка плана действий по выполнению Россией соглашения с Грузией о прекращении огня от августа 2008 года. Администрация должна и впредь добиваться от России выполнения ею международных обязательств в связи с ситуацией в Грузии, часть из которых Москва сегодня не соблюдает. Но для достижения прогресса и выхода из тупика в Грузии необходим более изобретательный и творческий подход. Он необходим и для того, чтобы избежать нового конфликта в будущем. Соединенные Штаты должны предложить конкретные шаги, способствующие созданию позитивного импульса и наращиванию доверия.

ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

— Полная реализация нового подхода к вопросу демократии и прав человека. Администрация Обамы положила конец пагубной практике обвинений и осуждений и приняла на вооружение новую тактику действий по развитию демократии в России. Однако этот подход остается в большей степени на уровне идеи, концепции, а не конкретного политического плана действий.

АКТИВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

— Надо отойти от вопроса о членстве в ВТО. Несмотря на частые заявления России о том, что она по-прежнему хочет быть членом Всемирной торговой организации и нуждается в помощи США для достижения этой цели, создание Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном отложило решение вопроса о вступлении на неопределенный срок. Если Москва не изменит свой курс, Соединенные Штаты вряд ли смогут сделать что-то большее, чем они делают сейчас, для оказания содействия России со вступлением.

— Помочь России со вступлением в ОЭСР. Процесс вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития предусматривает всестороннюю проверку экономической политики страны. Контакты России с ОЭСР могут послужить мощным стимулом для реализации экономических реформ и укрепления власти закона.

— Внимание к сотрудничеству в вопросах энергоэффективности. Сотрудничество в области энергоэффективности дает целый ряд преимуществ. Это высший приоритет для обоих президентов, и такое сотрудничество создает потенциал для получения экономических выгод, а также для снижения углеродных выбросов.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМНАЯ СВЯЗЬ

— Четкое обозначение приоритетов. Перезагрузка в значительной степени была неверно истолкована средствами массовой информации, а также нашими союзниками и друзьями. Администрация должна четко заявить о том, что перезагрузка не подразумевает проведение политики по принципу «Россия прежде всего» или «Кремль прежде всего».

— Регулировать ожидания. С самого начала на перезагрузку возлагались несбыточные надежды. В определенной мере администрация сама способствовала этому, предложив чрезвычайно амбициозную повестку и дав понять, что успех придет быстро и без особых усилий. Соединенные Штаты в своей российской политике должны руководствоваться трезвыми оценками того, чего можно, а чего нельзя добиться в двусторонних отношениях. Они должны исходить из ясного понимания того, что взаимодействовать с Кремлем сегодня будет непросто.

— Не подавать Москве двусмысленные сигналы. Подозрительность российского руководства в отношении скрытых мотивов США в ближайшее время никуда не исчезнет. В результате перезагрузка двусторонних отношений за прошедший год и те преимущества и выгоды, которые она принесла, незначительны, и они легко могут оказаться разрушенными. Администрация не должна менять свой политический курс, дабы преодолеть недоверие Кремля; но она может многого добиться, если будет подавать ему согласованные, ясные и последовательные сигналы.

Данные рекомендации помогут закрепить успехи и достижения первого года перезагрузки. Однако стратегическое партнерство с нынешним российским руководством, часто демонстрирующим в своей внешней и внутренней политике «несоответствие ценностей» между нашими странами и незаинтересованность в ответственном отношении к международной системе, очень маловероятно. В американско-российских отношениях сохранится сочетание соперничества и сотрудничества, а Россия время от времени может вызывать разочарование у США при реализации американских внешнеполитических целей.

Однако история первого года «перезагрузки» показывает, что политика конструктивного взаимодействия может приносить важные выгоды.

Самуэль ЧАРАП, Center for American Progress, 14 апреля 2010, перевод ИноСМИ.ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ