Когда президент Барак Обама в январе 2009 года пришел в Белый дом, американско-российские отношения находились на самой низкой отметке со времен окончания холодной войны. Всего за пять месяцев до этого его предшественнику был представлен план действий с нанесением ударов по вторгшимся в Грузию российским воинским частям, что могло привести к катастрофическим последствиям. Но и до российско-грузинской войны двусторонние отношения находились в состоянии почти полного расстройства.
Администрация Обамы приступила к работе с уверенностью в том, что сохранение такого положения вещей наносит вред интересам национальной безопасности Соединенных Штатов. Улучшение взаимоотношений между США и Россией было крайне важно для новой команды, пытавшейся добиться успеха в своих основных приоритетах, таких как стабилизация в Афганистане и обеспечение безопасности и сохранности ядерных материалов.
Администрация решила применить новый подход и наладить взаимодействие с Москвой по важнейшим проблемам, с которыми сталкиваются обе страны. Вице-президент Джо Байден назвал такую тактику нажатием «кнопки перезагрузки» в двусторонних отношениях. Но администрация была также решительно настроена на то, чтобы не допустить налаживания такого взаимодействия в ущерб другим приоритетам США и нашим основополагающим ценностям.
8 апреля 2010 года президент Обама встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым в Праге, чтобы подписать новый договор СНВ, пришедший на смену первоначальному историческому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Тем самым, он выполнил главную задачу администрации в сфере «перезагрузки». Новый договор СНВ предусматривает значительные и поддающиеся проверке сокращения в арсеналах обеих сторон.
Подписание нового соглашения в области контроля вооружений также создает возможность для оценки процесса «перезагрузки» и для концентрации усилий на перспективах американско-российских взаимоотношений.
Тщательная «инвентаризация» политики администрации в отношении России показывает, что налаженное взаимодействие уже принесло конкретные дивиденды. Сам по себе новый договор СНВ свидетельствует о значительном улучшении двусторонних отношений, которое имеет место с приходом к власти президента Обамы.
Были и другие существенные достижения, включая сотрудничество в вопросе стабилизации Афганистана, совместные усилия по решению проблем, связанных с ядерной программой Ирана, и создание особой инфраструктуры для налаживания взаимоотношений в рамках двусторонней Президентской комиссии. Менее заметными, но не менее важными стали первые успехи администрации в ликвидации глубокого недоверия между двумя странами. Новая атмосфера ослабленной враждебности сыграла важную роль в предотвращении целого ряда потенциально губительных событий, включая повторение конфликта в Грузии в годовщину августовской войны 2008 года.
Безусловно, были ошибки и просчеты. А по некоторым вопросам, таким как выполнение Россией своих международных обязательств и развитие экономических связей, достигнутый прогресс был минимален.
Но существующие сегодня конструктивные и содержательные двусторонние отношения разительно отличаются от того состояния, в котором они находились в момент прихода к власти президента Обамы. И, несмотря на частые утверждения в средствах массовой информации об обратном, такое улучшение достигнуто не в ущерб каким-то другим политическим целям. Администрация в рамках перезагрузки отношений с Москвой не шла ни на какие «грандиозные сделки».
В докладе под названием «Оценивая «перезагрузку» и следующие шаги в российско-американской политике» (одноименное с названием статьи) рассматриваются достижения и нерешенные проблемы первого года перезагрузки, а также предлагаются рекомендации по их решению и расширению взаимоотношений. Если говорить конкретно, администрация должна предпринять следующие шаги:
КОНТРОЛЬ ВООРУЖЕНИЙ
— Расширение списка задач по контролю вооружений. Сегодня, когда подписан новый договор СНВ, администрации следует начать переговоры с русскими о дальнейших сокращениях ядерного оружия.
ГРУЗИЯ
— Разработка плана действий по выполнению Россией соглашения с Грузией о прекращении огня от августа 2008 года. Администрация должна и впредь добиваться от России выполнения ею международных обязательств в связи с ситуацией в Грузии, часть из которых Москва сегодня не соблюдает. Но для достижения прогресса и выхода из тупика в Грузии необходим более изобретательный и творческий подход. Он необходим и для того, чтобы избежать нового конфликта в будущем. Соединенные Штаты должны предложить конкретные шаги, способствующие созданию позитивного импульса и наращиванию доверия.
ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
— Полная реализация нового подхода к вопросу демократии и прав человека. Администрация Обамы положила конец пагубной практике обвинений и осуждений и приняла на вооружение новую тактику действий по развитию демократии в России. Однако этот подход остается в большей степени на уровне идеи, концепции, а не конкретного политического плана действий.
АКТИВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
— Надо отойти от вопроса о членстве в ВТО. Несмотря на частые заявления России о том, что она по-прежнему хочет быть членом Всемирной торговой организации и нуждается в помощи США для достижения этой цели, создание Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном отложило решение вопроса о вступлении на неопределенный срок. Если Москва не изменит свой курс, Соединенные Штаты вряд ли смогут сделать что-то большее, чем они делают сейчас, для оказания содействия России со вступлением.
— Помочь России со вступлением в ОЭСР. Процесс вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития предусматривает всестороннюю проверку экономической политики страны. Контакты России с ОЭСР могут послужить мощным стимулом для реализации экономических реформ и укрепления власти закона.
— Внимание к сотрудничеству в вопросах энергоэффективности. Сотрудничество в области энергоэффективности дает целый ряд преимуществ. Это высший приоритет для обоих президентов, и такое сотрудничество создает потенциал для получения экономических выгод, а также для снижения углеродных выбросов.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМНАЯ СВЯЗЬ
— Четкое обозначение приоритетов. Перезагрузка в значительной степени была неверно истолкована средствами массовой информации, а также нашими союзниками и друзьями. Администрация должна четко заявить о том, что перезагрузка не подразумевает проведение политики по принципу «Россия прежде всего» или «Кремль прежде всего».
— Регулировать ожидания. С самого начала на перезагрузку возлагались несбыточные надежды. В определенной мере администрация сама способствовала этому, предложив чрезвычайно амбициозную повестку и дав понять, что успех придет быстро и без особых усилий. Соединенные Штаты в своей российской политике должны руководствоваться трезвыми оценками того, чего можно, а чего нельзя добиться в двусторонних отношениях. Они должны исходить из ясного понимания того, что взаимодействовать с Кремлем сегодня будет непросто.
— Не подавать Москве двусмысленные сигналы. Подозрительность российского руководства в отношении скрытых мотивов США в ближайшее время никуда не исчезнет. В результате перезагрузка двусторонних отношений за прошедший год и те преимущества и выгоды, которые она принесла, незначительны, и они легко могут оказаться разрушенными. Администрация не должна менять свой политический курс, дабы преодолеть недоверие Кремля; но она может многого добиться, если будет подавать ему согласованные, ясные и последовательные сигналы.
Данные рекомендации помогут закрепить успехи и достижения первого года перезагрузки. Однако стратегическое партнерство с нынешним российским руководством, часто демонстрирующим в своей внешней и внутренней политике «несоответствие ценностей» между нашими странами и незаинтересованность в ответственном отношении к международной системе, очень маловероятно. В американско-российских отношениях сохранится сочетание соперничества и сотрудничества, а Россия время от времени может вызывать разочарование у США при реализации американских внешнеполитических целей.
Однако история первого года «перезагрузки» показывает, что политика конструктивного взаимодействия может приносить важные выгоды.