Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иордания: пожар по соседству

12 апреля, 2003 - 00:00


Эта статья — лишь одно из свидетельств того, что с падением режима Саддама Хусейна в Ираке проблемы в регионе не исчезнут автоматически, и более того, последствия будут очень чувствительными для соседних с Ираком стран. Эти проблемы вызваны и традиционными связями, и значительной инерцией, и другими факторами. Безусловно, статус-кво не сохранится, и Соединенным Штатам придется быть готовыми к тому, что не только ближайшие сторонники Саддама, но и многие круги в странах региона будут поддерживать рост антиамериканских настроений в арабском мире, вызванных войной. Автор предупреждает о взрывоопасности расчета лишь на военную силу и одностороннее доминирование.

Война в Ираке стала причиной бессонных ночей для иорданцев. Сведения о происходящем в соседней стране, настолько ужасны, что жители Иордании вышли на улицы в знак протеста. Сейчас мы начинаем осознавать, насколько тесно наше общество связано с Ираком, и насколько сложно Иордании будет стать на новый путь после конца правления Саддама Хусейна.

Между Иорданией и Ираком на уровне экономики установились очень тесные связи. Почти вся нефть поставляется в Иорданию из Ирака, причем цены на нефть сильно дотируются. Замена этой нефти на нефть, продаваемую по рыночным ценам, обойдется Иордании в $ 600 миллионов в год.

По оценкам бывшего министра торговли и промышленности Мухамеда аль-Самади, Ирак ежегодно покупал у нас товаров более, чем на 500 миллионов долларов. Наши грузоперевозчики — а это 5000 грузовиков, причем большинством из них владеют семьи — очень сильно зависят от этой торговли. Какие объемы этих грузопотоков будут потеряны, особенно если новый режим в Багдаде захочет наказать Иорданию за ее слишком тесные связи с иракским правительством — этот вопрос волнует всех иорданцев. По оценкам ведущего иорданского экономиста Фахеда аль-Фанека, война будет стоить Иордании порядка 25% ее ВВП, то есть около 2 миллиардов долларов.

Эти потери нанесут невосполнимый урон. По всей видимости, это приведет к росту государственного долга и бюджетного дефицита, что сведет на нет все приложенные в течение более десяти лет усилия, направленные на реформирование экономики. Мы также ожидаем, что срок действия суровых условий МВФ, которые страна должна выполнять при проведении реформы, будет продлен еще на год и составит шесть лет вместо пяти.

Но экономическая близость является верхушкой айсберга отношений между Ираком и Иорданией. Посредством сделок в бизнесе иракский режим проник в иорданскую элиту, внеся свой оттенок в нашу политическую культуру. Многие выдающиеся граждане Иордании полагают, что наша опора на иракский рынок и нефть должны быть основой альянса с учетом приоритетов.

И действительно, сложная сеть коммерческих отношений помогает оформить взгляды политических групп, средств массовой информации, банкиров и подрядчиков. Жители Иордании не только, в большинстве своем, не порицают политику иракского режима, но они также скептически относятся к усилиям, направленным на проведение реформ или установление открытости в самой Иордании. Для них приоритетным является поддержание статус-кво, несмотря на международные издержки для репутации Ирака или же последствия, которые это принесет иракскому народу. Они рассматривают любую критику Саддама как поддержку агрессивных действий Америки.

Например, недавнее решение Иордании заморозить все фонды иракского правительства, которые имеются в банках Иордании, явилось причиной обвинения со стороны иорданской оппозиции, которая заявила, что Иордания нанесла Ираку удар в спину. Точно также подверглось критике недавнее решение правительства выслать трех иракских дипломатов за их деятельность, наносящую ущерб безопасности Иордании.

Однако, внутри Иордании существует другой перспективный взгляд на будущее, и те, кто его разделяет, приветствуют уменьшение зависимости Иордании от Ирака. Бывший министр иностранных дел Абдула аль-Хатиб заявляет, что Иордании следовало бы начать отдаляться от Ирака уже несколько лет назад. Отвергая идею священного союза между двумя странами, аль-Хатиб сказал: «Эти отношения являлись не стратегическим альянсом между двумя странами, а отношениями взаимных интересов и выгод».

И хотя выгоды Иордании от доступа к «уцененной» иракской нефти были очевидны для всех, выгоды, которые от этого получал Ирак, были отнюдь не очевидны. Обозреватели интерпретируют заявление аль-Хатиба как намек на то, что через границы Иордании в Ирак поступали большие объемы драгоценностей и предметов роскоши, которые Саддам использует в качестве одного из средств для вознаграждения своих последователей. Другие намекают на то, что цели деятельности присутствующих в Иордании многочисленных иракских предприятий были не всегда ясны.

И хотя Иордания находится в поворотном пункте своих отношений с Ираком, тем не менее, иорданская общественность мало поддерживает американскую политику. Более 80% жителей Иордании возражают против войны. Растут спекуляции относительно мотивов Америки, причем комментаторы радио и телевидения все больше выпячивают роль партии христианского правого крыла в формировании политики Америки. Очень часто слышится заявление о связях между христианами США и американской поддержкой экспансионисткому правлению Шарона в Израиле.

В арабском мире умеренные либеральные группы сдают свои позиции радикальным исламистским движениям. Противостояние Западу, и в особенности США, стали ведущей темой для тех, кто находится в оппозиции этой войне. Сторонники расширения демократии в арабском мире сейчас рискуют быть обвиненными в сотрудничестве с американцами в их стремлении переделать Ближний Восток.

Единственный способ для Америки обратить вспять этот всплеск заключается в том, чтобы поменять свой изначально односторонний подход к проблемам региона на противоположный. У многих живущих в этом регионе арабов американский расчет на военное превосходство и то, что с его помощью можно достичь заявленных целей распространения демократии в регионе, вызывает внутреннее противоречие.

Критической проверкой также будут предстоящие действия США в послевоенном Ираке. Если США решит доминировать в трансформации иракского правительства, вместо того чтобы положиться на ООН, то сомнения арабов будут расти. Вторая проверка заключается в том, каким образом американцы будут разрешать конфликт между Израилем и Палестиной. У США сейчас имеется возможность учесть желание палестинцев освободиться от военной оккупации. Если Америка упустит эту возможность и продолжит идти своим нынешним курсом, она рискует усугубить проблемы и конфликты, существующие в регионе, и дестабилизировать положение своих друзей, таких как Иордания.

Хани ХУРАНИ, политический аналитик, генеральный директор исследовательского центра Al-Urdun al-Jadid в Аммане, Иордания.

Хани ХУРАНИ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ