Командующий наземными силами международной коалиции в Ираке генерал-лейтенант Рикардо Санчес объявил, что на севере страны, в Мосуле, в результате атаки американских военных погибли два сына Саддама Хусейна, Удэй и Кусэй. Их тела отправлены в Вашингтон для проведения экспертизы ДНК, хотя, как утверждают американские источники, идентификация Удэя и Кусэя проведена с привлечением «многих источников». Просто нужно, чтобы отпали малейшие сомнения в том, что убиты именно сыновья Саддама. Эта новость — главная в западных масс-медиа, едва ли не впервые с тех пор, когда президент США Джордж Буш заявил о прекращении военной кампании в Ираке (это произошло 1 мая), говорится о значительной моральной победе сил коалиции. Первым новость прокомментировал премьер-министр Великобритании Тони Блэр, выступивший наиболее тесным союзником Буша в политике в отношении Ирака. Он заявил в Гонконге, что это — «великий день для нового Ирака». Как это отразится на развитии ситуации в Ираке, где против американских оккупационных войск применялась практика партизанской войны, еще неизвестно (против британцев, кстати, военные вылазки не предпринимались). Безусловно, это повлияет на повышение морального духа прежде всего американских войск. Нефтяные рынки на новость уже отреагировали: цена сырой нефти на биржах Нью-Йорка и Лондона постепенно снижается.
Кусэй, младший сын Саддама, считался его наследником. Сообщалось, что Кусэй контролировал структуры сил безопасности, и особенно — спецслужбы. Считалось, что он причастен к программам разработки оружия массового уничтожения.
Старший сын, Удэй, контролировал, с одной стороны, информационную политику и средства массовой информации страны, с другой, что может быть еще более важным, — имел определенное влияние на иракскую нефтяную отрасль и торговлю нефтью как в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», так и в обход санкций ООН.
Оба сына Саддама были не чужды «светскому» образу жизни, ценили его приятные стороны и имели, как сообщалось, весьма круглые суммы на банковских счетах в разных странах мира.
Кусэй и Удэй исчезли с началом военной кампании коалиции против Саддама, как и сам Саддам, их местонахождение установить не удавалось, хотя с самого начала руководство США пообещало приз в $30 млн. за их координаты. Вилла в Мосуле, в результате шестичасового штурма которой они погибли, как сообщают западные СМИ, принадлежала их двоюродному брату. Можно допустить, что военным было дано указание действовать на уничтожение. Жаль — ведь оба брата теоретически вполне могли рассказать миру много интересного и до сих пор неизвестного.
Гибель сыновей Саддама может означать начало «большого перелома» в Ираке, когда, как надеются представители американского командования, боевой дух противников оккупационного режима будет подорван.
Сейчас можно сказать только то, что после сообщений о гибели Кусэя и Удэя цены на нефть на Нью-Йоркской бирже упали на 5 процентов, до $30,19 за баррель. Прогнозируется и дальнейшее снижение цен, несмотря на то, что возврат Ирака на мировые нефтяные рынки произойдет еще не сегодня: восстановление промышленности потребовало больших вложений и определенного времени.