Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Иракские выборы — под угрозой

14 декабря, 2004 - 20:55
ИЗ ИРАКА ПОЧТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПОСТУПАЕТ ИНФОРМАЦИЯ О ТЕРАКТАХ. ВЧЕРА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗРЫВА БОМБЫ НЕДАЛЕКО ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ В БАГДАДЕ БЫЛИ РАНЕНЫ 12 ЧЕЛОВЕК / ФОТО РЕЙТЕР

Выборы в Ираке, запланированные на 30 января следующего года, станут невозможны, если в стране и впредь продолжится кровавое противостояние повстанцев и коалиции многонациональных сил. Именно к такому неутешительному выводу может прийти американское руководство после отчетов ЦРУ, направленных недавно Белому дому.

Весьма похоже, что эскалация насилия, которая все время только увеличивается с приближением даты выборов, является запланированными акциями с четко прогнозированным наперед результатом. Сейчас непрекращающееся насилие активизировало обсуждение даты выборов и вообще их проведение. Резкое увеличение покушений и существующая в большинстве регионов Ирака опасность ставит под сомнение возможность организации выборов в предусмотренное время. В то же время президент США Джордж Буш во время встречи в Белом доме с временно исполняющим обязанности иракского президента дал четко понять, что необходимо чтобы иракцы проголосовали, поскольку выборы 30 января — шанс для иракцев «быть привлеченными к будущему своей страны».

Было бы несправедливо приписывать ответственность за попытки срыва выборов только одним суннитам, которые действительно не хотят, чтобы они состоялись. Сейчас иракские власти столкнулись с невидимой «армией тьмы». Этих мятежников объединяет только единственная цель — общая ненависть к новому иракскому обществу, которое хоть и постепенно и с большими проблемами, но начинает формироваться и развиваться, а также враждебность к демократии западного образца, которую они откровенно отторгают. Сейчас террористы избрали Ирак полигоном своего непримиримого противостояния с западной цивилизацией, и их намерения убивать невинных людей основываются на твердом убеждении, что под давлением всевозрастающего насилия американские войска и их союзники в конце концов могут отступить.

Мнения по поводу возможного переноса выборов разделились. Так, под обращением «несовершенные выборы — спорные результаты» подписались около двухсот политических деятелей из 17 партий и организаций умеренных суннитов, которые считают, что выборы необходимо перенести. В свою очередь, шестьсот политических деятелей со стороны шиитов (из центральных провинций) высказали поддержку своим религиозным руководителям в пользу проведения выборов в предусмотренный срок. Также не стоит сбрасывать с политических счетов роль курдского населения Ирака. Хотя официальные курдские организации и поддерживают проведение выборов в определенные сроки, но и в их лагере нет единодушия по поводу отсрочки выборов. В этом вопросе курды оказались в сложном положении. С одной стороны, они представляют действенную часть иракского политикума и иракского правительства. Поэтому их позиция должна отражать официальную иракскую позицию, которая поддерживает своевременное проведение выборов. Однако, с другой стороны, они понимают, каковы те причины, которые, с учетом безопасности, должны побудить к внимательному анализу относительно времени их проведения.

Несмотря на насущную необходимость проведения выборов, на курдских территориях существует твердая убежденность в том, что в нынешней ситуации не стоит допускать поспешности. Исключение суннитского меньшинства из избирательного процесса является прямым путем к признанию подобных выборов нелегитимными, так как соблюдение законности возможно только при условии участия всех главных игроков политического процесса. Потребность в отсрочке, кроме того, мотивируется еще и необходимостью привлечь как можно большее количество жителей Ирака к выборам.

В дополнение ко всем этим факторам отсрочка выборов для нынешнего иракского правительства является прекрасной возможностью наладить активный диалог со всеми гражданами страны, пытаясь (исходя из текущей ситуации) дать больше законодательных обоснований политическим действиям всех заинтересованных сторон. Очевидно, что эта проблема не имеет никакого одномерного решения. Ни одна из сторон, которая поддерживает или отвергает выборы, не имеет четкой программы выхода из кризиса. Если те, кто планирует бойкотировать выборы, не имеют никакой альтернативной программы, которая бы представлялась убедительной, то, в свою очередь, правительству также не хватает четкой программы видения будущего Ирака, которая была бы способна убедить оппозицию.

При этом не стоит забывать о критической ситуации с обеспечением безопасности населения страны во время выборов. Нужно отметить, что недавняя засада, которая привела к многочисленным жертвам в городе Тикрит (на родине Саддама Хусейна), выявила тот высокий уровень опасности, которому подвергаются иракские военнослужащие, работающие на силы коалиции. Также интенсификация операций, проводимых повстанцами, ставит целью терроризировать иракские силы безопасности, которые и без того недостаточно боеспособны, и углублять религиозное разделение в обществе. Что также работает против проведения выборов в отведенные сроки.

Подразделения иракской полиции и национальной гвардии также явно оказались не на высоте американских ожиданий. Они стали легкой мишенью для повстанцев, поскольку их присутствие только увеличивает чувство опасности у их сограждан. Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что террористы своими действиями всячески раздувают это ощущение опасности в присутствии тех, чья непосредственная задача — наводить порядок в стране.

В последнее время около 1000 иракцев были завербованы в иракские силы безопасности. Но приблизительно половина из них отказалась приступать к своей работе. В свое время эти лица присоединились к вступившим в полицию, чтобы избежать безработицы. Однако впоследствии они воздержались от участия в боях в Фаллудже и Саммаре, выражая таким образом отсутствие доверия к американскому проекту в Ираке. Между тем возникает закономерный вопрос, если силы безопасности нового иракского режима действительно неспособны защищаться и выполнять возложенные на них патрульные функции, то каким же образом они смогут обеспечить защиту иракских избирателей и кандидатов в день голосования?

Однако, очевидно, что перенос даты выборов — также не лучшее решение. В случае их перенесения могут возникнуть большие противоречия у иракских властей и официального Вашингтона с влиятельным шиитским большинством, для которого эти выборы представляют шанс стать отправной точкой их политического вознесения. Похоже, что Соединенные Штаты оказались перед сложной дилеммой. В случае, если на избирательные участки 30 января придут только шииты и курды, а сунниты массово проигнорируют свое право выбора, то можно ли вообще будет считать подобные выборы легитимными?

В таком случае, может, действительно прислушаться к голосам умеренных суннитов, один из лидеров которых Аднан Пачачи озвучил их просьбу отсрочить выборы на три-четыре месяца, чтобы открыть путь для большего участия в них суннитов. Решение о подобном компромиссе вполне имело бы шанс появиться, если бы удалось организовать встречу между умеренными руководителями шиитов, суннитов и курдов. Подобные переговоры могут показать заинтересованность всех сторон в достижении мира и законности, что отвечает национальным интересам Ирака.

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ