В связи со сложной обстановкой вокруг иранской ядерной программы и возможным военным конфликтом на Среднем Востоке многие обозреватели высказывали мнение, что обострение вызвано приближением парламентских выборов и вызвано в первую очередь внутренними причинами. И действительно, воинственная риторика и боевые пляски в виде военных учений участились по мере приближения дня голосования — 2 марта.
Все это отражает сложную внутриполитическую обстановку в стране, которая характеризуется обострением кризиса внутри правящей верхушки, что проявляется в углублении разногласий между президентом и правительством с одной стороны и духовным лидером (рахбаром), меджлисом (парламентом), судебной властью и религиозными авторитетами — с другой. Прослеживается отсутствие единой линии у руководства страны как в сфере экономики, культурно-социальной политике, так и во внешней политике.
До недавнего времени действовала сложившаяся структура государственной власти, при которой распределение прав и обязанностей между религиозными и светскими институтами обеспечивало стабильность режима. Однако за последние два года баланс был нарушен из-за стремления президента Ахмадинежада расширить права исполнительной власти и ослабить ее подконтрольность со стороны меджлиса и других структур.
В немалой степени этому способствовало и проявление протестных настроений после президентских выборов 2009 года. Осуждение действий оппозиционных сил, идентификация всех недовольных как врагов режима привели к расколу в иранском обществе. Не только политические деятели прореформаторской направленности, но даже известные богословы были отнесены к нелояльным.
Следует отметить особенности иранской избирательной системы. Документы всех зарегистрированных кандидатов сначала рассматриваются в специальных комиссиях, сформированных министерством внутренних дел и состоящих из четырех членов — представителей полиции, органа регистрации актов гражданского состояния, прокуратуры и сотрудника министерства информации. Результаты этой проверки направляются в Наблюдательный совет, подтверждающий правильность решений, принятых «четверкой» на местах. Лишь после его одобрения кандидат получает допуск к участию в выборах и может приступать к агитационной деятельности.
Аятолла Хаменеи, исполняющий сейчас обязанности духовного лидера (рахбара), внес предложения об отказе от выборов президента всеобщим голосованием и переходе к утверждению главы исполнительной власти меджлисом. Предлагаются и другие существенные изменения: возвращение поста премьер-министра, проведение реформ в структуре судебной власти в сторону приближения ее к канонам исламского фундаментализма и, наконец, отмена поста президента. Осуществление таких преобразований возможно лишь через проведение всенародного референдума, который должен одобрить изменения конституции. Эти вопросы открыто обсуждаются в прессе, представители различных политических и религиозных организаций по-разному относятся к предложениям рахбара. Решение этого вопроса будет зависеть от расстановки сил в новом парламенте, что и определяет накал борьбы и величину ставок выигравших и проигравших.
Тех, кто поддерживает духовного лидера, по традиции называют консерваторами. Хотя подготовка в этом сегменте политического спектра к выборам началась еще в 2010 году с заявлений о достижении единства, тем не менее, достичь его не удалось. Наоборот, организационный раскол только увеличился.
Основные силы консерваторов-традиционалистов (умеренные) представлены в Объединенном фронте консерваторов. К этому Фронту примкнули и те, кого политические аналитики причисляют не к традиционным, а к прореформаторски настроенным консерваторам. Основная цель умеренных консерваторов на предстоящих выборах — ограничение в будущем парламенте количества сторонников президента. Это предвыборное объединение опирается на представителей частного бизнеса, особенно в сфере финансов и торговли, духовенство, традиционные городские слои. Их взгляды отражает издание «Ресалат».
Бескомпромиссные сторонники рахбара пошли по пути формирования своего предвыборного объединения, названного Фронтом стойкости исламской революции. Основная опора этого течения — Корпус стражей исламской революции (КСИР). Представители этого течения контролируют органы безопасности, прокуратуры, радио и телевидение Ирана. Это течение консервативного лагеря наиболее сильное. Оно выступает за проведение наступательной внешней политики, укрепление государственности и исламских принципов во всех сферах общественной и экономической жизни.
Третье объединение, которое также позиционирует себя как фундаменталисты, — Фронт сопротивления исламского Ирана. В его составе организации, в основном недавно созданные и не отличающиеся устойчивыми идейными позициями и опытом политической деятельности. Основная опора — государственные служащие среднего и низшего звена. Идейным вдохновителем и организатором этого объединения стал кандидат на выборах президента 2009 г., бывший командующий КСИР Резаи. Как отмечают некоторые эксперты, вполне вероятно, что данное объединение сформировано не только с целью участия в парламентских выборах, а ориентировано на президентские 2013 года.
В преддверии выборов Ахмадинежад попытался договориться с представителями консервативного лагеря о выделении его сторонникам определенной доли мест в едином списке консерваторов, но ему было отказано. Поэтому президент предпринял шаги к формированию отдельного объединения — «Фронта стойкости». Если в Тегеране и других крупных городах формируются предвыборные объединения, которые опираются на определенные слои населения, то в провинции ставка делается исключительно на личность самого кандидата. Учитывая, что основная масса депутатов меджлиса будет избираться в провинции, сторонники президента делают основную ставку на выборы в регионах. В этой предвыборной кампании широко используется практика продвижения темных лошадок, по-персидски — чераг-е хамуш, которые не афишируют свои политические предпочтения. Основную ставку сторонники президента делают на административный ресурс, который особенно силен именно в провинции.
Лагерь реформаторов переживает глубокий кризис. В нем также сильные противоречия. Учитывая организационную слабость, многие лидеры реформаторов призывают к бойкоту выборов.
После протестов 2009 года власти оказались настолько напуганы активностью электората, недовольного результатами подсчета голосов, что отменили выборы в местные органы в 2011году, продлив их полномочия до следующих президентских выборов. Прошлые выборы показали беспрецедентную для Ирана явку — 85%. Несбывшиеся надежды участников голосования в 2009 году, вытеснение с политической арены страны реформаторского лагеря, призывы к бойкоту выборов со стороны некоторых политических сил, ухудшение экономической ситуации, осложнение положения религиозных и национальных меньшинств в стране могут привести к резкому сокращению числа пришедших на выборы, а следовательно, поставить под угрозу саму легитимность данной кампании. И это обстоятельство очень беспокоит власть. Поэтому предпринимаются беспрецедентные шаги с целью увеличить явку. В том числе и за счет внешнеполитических провокаций, воинственной риторики и нагнетания истерии в представлении Ирана осажденной внешними врагами крепостью.
С учетом этих обстоятельств, основная борьба развернулась между различными течениями консерваторов. Именно соотношение между этими группами и будет определять состав будущего меджлиса.