Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искупление длиной в полвека

Режиссер Эдвард Дмитрик умер в забвении
3 июля, 1999 - 00:00

А пятьдесят—шестьдесят лет назад имя Дмитрика было известно всей Америке — его называли «молодой надеждой американского кино». Сын бедных украинских эмигрантов, не имевший даже среднего образования, начал работать в Голливуде в возрасте 15 лет на должности курьера и за 20 лет сделал головокружительную карьеру — он стал одним из самых известных режиссеров, в чьих фильмах снимались ярчайшие голливудские звезды того времени. Поставленные Дмитриком «Бунт на «Кейни», «Округ Рейнтри», «Юные львы», «Прохвосты» в 30-40-е годы пользовались в Америке такой же популярностью, как «Волга-Волга» или «Цирк» в тогдашнем Советском Союзе.

В 1945 году Дмитрик вступил в коммунистическую партию Америки. И хотя он состоял в компартии только несколько месяцев и сам вышел из нее, этот шаг сломал всю его жизнь. В 1947 году Дмитрика вызвали на заседание комитета конгресса по расследованию антиамериканской деятельности, и после того, как он отказался отвечать на вопрос о своей принадлежности к компартии, приговорили вместе с девятью другими деятелями искусств («красной десяткой») к году тюремного заключения. После освобождения режиссер попал в «черные списки», был вынужден уехать в Британию, где поставил три фильма со скромными бюджетами, не снискавшие признания. Только в 1954 году Дмитрик возвратился в Соединенные Штаты, но вернуться к режиссуре так и не смог. Еще десять лет назад, будучи гостем Барселонского кинофестиваля, уже тогда больной и старый Дмитрик с горечью сказал: «Когда я умру, газеты напишут: «Умер один из «красной десятки», а не «С нами больше нет того, кто поставил «Бунт на «Кейни». Слова Дмитрика оказались пророческими.

Олекса ПИДЛУЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ