Нападения боевиков в Ираке вынудили командование многонациональных контингентов прибегнуть к разнообразным защитным мерам для сохранения жизни своих подчиненных. В короткие сроки было осуществлено множество изменений в тактике действий. Буквально на ходу проводилось переоснащение и повышение живучести военной техники.
В базовом лагере украинского миротворческого контингента, который дислоцируется на аэродроме города Аль-Кут, также ведется активный поиск эффективной защиты для личного состава. Ведь последнее трагическое событие, произошедшее 28 апреля неподалеку от иракского города Аз-Зубайдия, подчеркнуло актуальность этой проблемы. Террористы стали более наученными, наглыми и лучше вооруженными. Более того, они, как правило, имеют преимущество в инициативе — постоянно меняют позиции, состав групп нападения. И, бесспорно, их основной козырь — внезапность. Продолжая выполнять свои миротворческие задачи, воины 6-й отдельной механизированной бригады (омбр), стали более внимательными и осторожными. Недавно неподалеку от дороги, ведущей из Аль-Кута к ирано-иракской границе, передвижной патруль обнаружил в кустах замаскированную позицию и расположенные на ней два спаренных крупнокалиберных (14,5 мм) пулемета с солидным боезапасом. Скорее всего, еще ночью боевики устроились на выгодном направлении и по каким-то причинам временно оставили установку. Появление украинского патруля кардинально изменило планы нападающих.
А сколько благодаря бдительности украинских наблюдателей было выявлено фугасов на обочинах дорог. Естественно, их потом расстреливали и подрывали. Сейчас в базовом лагере 6-й омбр даже в очереди в столовую можно услышать разговоры солдат и сержантов о том, как можно себя лучше защитить, находясь в конвое или патруле. Однако настоящую индустрию защиты развернули профессионалы — личный состав автомобильной, бронетанковой служб и ремонтного подразделения миротворческой бригады. Возглавил движение «антикиллеров», как уже успели окрестить в соединении технарей, начальник логистики бригады полковник Александр Прокопчук.
Используя свои знания и технические возможности мастерских, опытные миротворцы начали поиск и конструирование дополнительной защиты для автомобилей и бронированной техники от средств поражения. «Анализируя уже приобретенный здесь, в Ираке, опыт, мы сделали вывод, — рассказывает начальник бронетанковой службы подполковник Юрий Гайструк, — что чаще техника страдает от подрывов фугасных зарядов на обочинах дорог и от выстрелов из ручных противотанковых гранатометов (РПГ. — Авт. ). И если для личного состава в БТР по сравнению с грузовым автомобилем фугас не очень опасен, то кумулятивной гранате РПГ тонкая броня БТРа не может противостоять. Поэтому вместе с коллегами решили смастерить защиту от этих бронебойных выстрелов. Благо, ребята у нас инициативные и со светлыми головами».
Для испытаний технарями был оборудован небольшой полигон. Каждое из защитных средств проходило соответствующее испытание. Оказалось, что защита в виде притороченных к броне БТРов мешков (ящиков) с песком не останавливала грозное оружие. Кумулятивный поток проходил сквозь них и прожигал броню. Дальше, если бы это происходило в закрытой машине, давление делало бы свое дело и поражало весь экипаж. Поэтому необходимо было найти другое решение. После активных коллективных обсуждений на пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР) миротворческого соединения специалисты изготовили экспериментальный защитный блок. Он имел вид решетки с параллельно наваренными на раму металлическими уголками.
«Первые выстрелы из РПГ, — вспоминает подполковник Юрий Гайструк, — просто раздвинули «колосники» и прошли насквозь. Тогда мы решили изменить их угол крепления на раме и приварили так, чтобы они не выгибались в стороны — то есть усилили ребро жесткости. При очередном испытании увидели, что это значительно улучшило защиту. Но мы четко понимали, что это еще не 100- процентная гарантия успеха».
Специалисты, одновременно с выполнением плановых обслуживающих работ, продолжали поиск других путей защиты. Нужно было работать над усовершенствованием конструкции. Доходило даже до того, что офицеры-технари в столовой вместо обеда сидели за столом и живо обсуждали свои предложения. «Как-то мы решили использовать для изготовления «колосников» для защитных решеток полосы от автомобильных рессор, — рассказывает начальник отдела технического обеспечения бригады подполковник Николай Кобылюк. — На удивление, во время испытаний ни один выстрел из РПГ не прошел сквозь них. Но появился негативный момент — вес БТРа сразу увеличился более чем на тонну».
«Даже при такой нагрузке бронемашина способна развить скорость в 70 км в час, с которой ходят наши конвои, — продолжает Юрий Гайструк. — Хотя сразу повышается износ колес и нагрузка на двигатель. А прибавьте еще высокую, почти 50-градусную температуру. Со временем эти факторы могут просто вывести технику из строя. Но это со временем. Сейчас же мы работаем над защитой техники и людей от средств именно моментального поражения и, кажется, нам это удается». Сегодня специалисты ПТОР продолжают усовершенствование своих защитных конструкций. Уже сейчас они испытывают комбинированный способ защиты. Это когда между решеткой и броней размещают ящики не с песком, а со щебнем или бетоном. Такая тройная защита служит не только надежной преградой для выстрелов, но и хорошим психологическим фактором для экипажа бронемашины — ребята чувствуют себя в реальной безопасности.
Кстати, бетонные плиты уже хорошо зарекомендовали себя. В начале мая во время ночного патрулирования неподалеку от Эс-Сувейры один из БТРов, который был обвешан таким плитами, попал в зону подрыва мощного фугаса. Бетонная защита выдержала такое испытание, и никто из экипажа не пострадал. Много времени уделили украинские специалисты и разработке защиты для грузовых автомобилей, которые не принимают участия в патрулировании, но задействованы в перевозке грузов и личного состава в конвоях.
«Еще во время подготовки к командировке в Ирак, — рассказывает начальник автомобильной службы бригады подполковник Сергей Зайцев, — я видел образцы дополнительного защитного оборудования для армейской техники. Оно было промышленного производства, но даже эти картинки нам пригодились. Например, все грузовики, которые ходят в конвое, мы оборудовали противогранатной металлической сеткой, навесили дополнительные бронеплиты на двери, усилили дно кабины, защитили картер двигателя, «обшили» кузов машины».
Противостояние угрозе в виде фугасов и выстрелов из РПГ продолжается. Опытные офицеры не останавливаются в своих поисках, но все это происходит с помощью подручных средств. В качестве защитного материала в ход идет оставленная на аэродроме Аль-Кута неисправная броне- и автомобильная техника бывшей иракской армии.
Как следствие — добавилось работы и сварщикам ремонтного взвода. Буквально с утра до позднего вечера с перерывом на обед работают военнослужащие службы по контракту Степан Габор, Сергей Жаднов и Александр Ковернега. Ребята понимают, что от качества их работы зависит жизнь их товарищей, которые почти каждый день выходят на исполнение опасных заданий. Поэтому воины старательно делают свою работу и стараются «одеть» в дополнительную броню как можно больше машин.
Атмосфера на ПТОР создалась такая, что никто никого не заставляет что-то делать. Каждый четко знает свое дело и доводит его до конца. Единственное, что мешает — это высокая температура. С ее существенным повышением начальник логистики бригады полковник Александр Прокопчук распорядился установить в помещении ремонтного цеха вентиляторы, которые бы проветривали его. Такая забота начальства усиливает веру рядовых технарей в своих командиров. Очевидно поэтому эти ребята, несмотря на всяческие неурядицы, работают с полным пониманием друг друга, создав по совместительству единую команду «антикиллеров».