Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Истинная блокада Острова Свободы

22 апреля, 2003 - 00:00


Кубинский диссидент уверен, что рядовому кубинцу нет дела до торгового эмбарго, которого придерживаются Соединенные Штаты, что слухи о качестве кубинской медицины сильно преувеличены, и что на самом деле на Кубе нет сплоченного общества. Возразить ему можно, пожалуй, лишь одним, а именно — фактами.

Человеку на велосипеде Forever марки китайского производства, под жарким Карибским солнцем, после завтрака, состоявшего из куска хлеба, запитого плохим кофе, трудно размышлять над американским эмбарго на торговлю с Кубой.

Этот человек ломает голову над тем, что будет есть на обед он и его семья. Для него абстрактное мышление — это роскошь, которая требует времени, информации и веской причины для того, чтобы думать о вещах, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения к миру, в котором он живет.

В действительности, простые кубинцы гораздо сильнее подавлены личным эмбарго, которое превратило их в слепые и немые пешки в чужих руках. Дебаты вокруг американского эмбарго отходят на задний план, бледнея в сравнении с гнетущей ситуацией в их собственной стране. Настоящая блокада, оказывающая непрерывное воздействие на жизнь людей — это внутренняя система управления. Это петля на шее страны, не позволяющая Кубе выбраться из состояния застоя и нищеты.

Застарелая вражда между двумя странами не имеет никакого смысла для простых кубинцев, которые желают сближения с Соединенными Штатами, где у многих живут родные и друзья. Однако ни один политический процесс не привел к созданию необходимых для этого условий. Таким образом, зашедшие в тупик отношения двух государств реально заботят только тех жителей Кубы, у кого есть время размышлять над сложными политическими вопросами.

Эти люди читают газеты, издаваемые Коммунистической Партией, смотрят только два телевизионных канала (той же фактуры) и слушают радио, передающее те же самые избитые речи. Куба изолирована от свободной информации, а ее гражданам предлагается чистой воды пропаганда. И хотя народ относится с недоверием к правительственным прокламациям, у него нет возможности быть услышанным. Таким образом, молчание общественности выглядит как одобрение существующего положения вещей.

Кубинцы хотят упразднить неравенство между ними и их лидерами, прежде чем заняться проблемами в отношениях между их страной и США. Простые граждане хотят иметь небольшой бизнес, доступ к свободной прессе, возможность образовывать политические партии, переделать общество и дать свободу заключенным.

Власти любят изображать себя жертвами могущественного гиганта, поставившего целью «задушить» маленькую страну и ее сплоченный народ, но, приглядевшись внимательнее, едва ли вы увидите жертвы. На Кубе нет сплоченного общества. Это, скорее, ничем не примечательное государство, созданное путем угнетения собственного народа. Здесь можно систематически наблюдать различные способы, которые использует правительство для угнетения своих людей, обращаясь с ними также жестоко, как, по их словам, враги Кубы обращаются с их страной.

Деньги, расходуемые чиновниками на то, чтобы убедить другие народы в «благородной натуре» систем здравоохранения и образования Кубы, должны быть использованы на нужды кубинского народа. В реальности, доверие к медицине на Кубе и ее качество становится все ниже и ниже, тогда как система образования так и не вышла за рамки системы политической и идеологической обработки. Даже родители не могут оказать реальное влияние на то, как школа воспитывает их детей. В случаях, когда правительство действительно занимается вопросами общественного благосостояния, все его усилия приводят к формированию зависимых индивидуумов, подчиняющихся воле группы самопровозглашенных лидеров, которые время от времени «избираются» народом в результате фальсифицированных выборов.

Таким образом, преданность лидеров идее независимости народа — пустой звук. Разговоры о свободной воле кубинцев — это, в действительности, преступные действия против народа. На протяжении последних недель множество защитников прав человека — представителей альтернативной прессы, а также членов возникающего в стране движения в защиту прав человека — были задержаны и могут быть привлечены к суду.

Я думаю, все согласятся с тем, что людей нельзя обязать жить по воле одного человека или по принципам одной доктрины, что все люди должны жить свободно, наслаждаясь правом на полное изобилия и радости существование среди семьи и друзей. Но на Кубе человек находится в самом сердце пропагандистской машины, ежедневно фильтрующей его жизнь, делающей упор на атмосферу всеобщей жизнерадостности сродни радости выхолощенной лошади, и способной ввести в заблуждение невинного, воодушевить невежественного и утешить разочарованного.

В конечном счете, у кубинцев на роду написано браться за сложные, практически невыполнимые задачи. В результате, сотни тысяч молодых людей ждет будущее, усеянное опасными символами и огромными проблемами. Находясь по одну сторону двери, захлопнувшейся перед будущим их страны, они просто усердно трудятся на свое благо.

Рауль Риверо КАСТАНЕДА — поэт и журналист, живущий на Кубе; лауреат премии царя Давида в области поэзии 1968 года. В 1999 году он был награжден премией Марии Мур Кэбот Колумбийского университета.

Рауль Риверо КАСТАНЕДА. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ