В эти последние бурные недели года итальянцы готовятся к воплощению в жизнь самой укоренившейся традиции новогоднего вечера — выбрасыванию старых вещей. До изобретения фейерверков каждая итальянская семья действительно собирала вещи, уже старые и непригодные, с тем чтобы в новогоднюю ночь в полночь выбросить это все из дома. Таким образом они освобождались от всего нехорошего, что тревожило их на протяжении года.
Политический сценарий, вырисовавшийся в последние дни, кажется, идет в том же направлении. Однолетний опыт правления правительства Монти действительно существенно изменил отношение итальянцев к политике. После длительного периода персонификации политических конфликтов опыт правления технического правительства вернул содержание на главное место политической повестки дня. Вследствие этого политический класс, способный достигать консенсуса во время берлусконизма, был вынужден пересмотреть свои подходы к итальянскому избирателю, изъяв из своей политической программы фрагмент с заявлениями, определявшимися стремлением к консенсусу. Невзирая на критику его ортодоксальной строгой экономии, итальянцы действительно оценили правительство Монти за усердие и правдивость, которые он проявил за время правления. Монти был не заинтересован в том, чтобы искать консенсус в отношении проводимой им политики, и таким образом дал возможность итальянскому избирателю лучше понять ситуацию в стране, откровенно объясняя причины, стоявшие за непопулярными реформами правительства. Вследствие этого теперь итальянцы больше всего боятся, что в случае если к власти в стране вернется безответственный политический класс, те жертвы, на которые правительству пришлось пойти в минувшем году, окажутся напрасными. В политическом сценарии, который меняется ежедневно, это будет главным критерием, из которого итальянцы будут исходить во время выборов 24 февраля. В соответствии со своими шансами оказаться у власти политические партии последовательно планируют свою избирательную кампанию. Три основных коалиции будут главными игроками в предстоящих избирательных гонках: Демократическая партия, Коалиция Монти и Коалиция Берлускони. Даже невзирая на то, что их программные принципы отличаются, все они имеют что-то общее: любая из них может получить большинство голосов. Таким образом Италия может опять вернуться к состоянию неуправляемости. Демократическая партия (ДП), невзирая на то, что представляет наибольший процент потенциальных избирателей, не сможет набрать более 35 процентов голосов. Как следствие, процесс переговоров, необходимый в этой ситуации, приведет к искривлению воплощения важной части их программы и ввергнет Италию в новую парламентскую трясину.
Умеренная коалиция, собравшаяся вокруг манифеста Монти, провозглашенного на его воскресной конференции по поводу отставки, использует свои 12—15 процентов голосов для поддержки потенциального правительства (ДП) во внедрении реформ, выполняя роль парламентского ситуативного партнера. Действительно, невзирая на популярность своей фигуры, Монти не сможет завоевать большинство в парламенте и, соответственно, роль премьер-министра.
В итоге Берлускони, невзирая на интенсивные усилия в проведении массивной телевизионной избирательной кампании (меньше чем за две недели он уже давал интервью в нескольких наиболее популярных ток-шоу), кажется, уже не способен найти понимание среди большинства итальянских избирателей. Выдвигая себя в качестве идеального представителя все еще существующей простонародной части итальянского электората, Берлускони будет пытаться разбудить его и будет предлагать программу, основанную на антимонтовских и антиевропейских принципах. Таким образом он попытается подняться на антиполитических безответственных настроениях, доминирующих в итальянском обществе. Однако, невзирая на способность Берлускони к владению консенсусом и созданию метанарративов вокруг своей фигуры, его коалиция не пойдет далее чем 25—28 процентов голосов и станет главной оппозиционной силой в парламенте. Кроме того, хотя его роль в итальянском политическом будущем не будет одной из главных, Берлускони опять будет тем, кто определяет его. Вызвав отставку правительства Монти, он похоронил надежду на внедрение уже ожидаемой реформы избирательного законодательства, обрекая Италию на неуправляемость в будущем согласно сценарию, который сегодня представляет собой тайный отказ от анахронистических идеологических схем и преследование собственных интересов партий. Фрагментация парламента после выборов (семь партий) действительно будет отдалять Италию от двуполярности и опять будет предлагать конрпродуктивные внутренние и межкоалиционные переговоры, которые усилят смертельную практику достижения консенсуса. Более того, Европейский союз начнет опять оказывать давление на страну, и на финансовых рынках опять начнутся спекуляции относительно ее несостоятельности. Вмешательство в процесс после технического правительства будет сразу же реализовано. Италия, к сожалению, вернется на полтора года назад.