Президент Обама неоднократно называл аннексию Россией Крыма незаконной и нелегитимной, но он также стремится преуменьшить значимость территориальных захватов Владимира Путина. На самом деле, действия Москвы, включая зазвучавшие на этой неделе угрозы «гражданской войны» в том случае, если Украина будет сопротивляться захватам правительственных зданий и восстаниям русских сепаратистов на востоке страны, это нечто большее, чем отдельные случаи нарушения закона. Действия России, а также приводимые ею правовые и институциональные оправдания являются опасной дестабилизацией в существующей международной системе. Каков вероятный результат? Такие действия послужат стимулом для применения силы во всем мире, а также усилят побудительные мотивы для обретения ядерного оружия.
Три основополагающих принципа международного права, нашедшие отражение в Уставе ООН и в давно существующей традиции, это равенство всех государств, неприкосновенность их территориальной целостности и внешнее невмешательство в их внутренние дела. Однако Москва сегодня настаивает, что у нее есть уникальные права и обязанности по защите интересов русскоязычного населения, проживающего за пределами российских границ, а также особые прерогативы в отношении «исторических русских» территорий, не вошедших в состав Российской Федерации после распада Советского союза в 1991 году.
Что касается Украины, то там эти притязания трансформировались в набор конкретных требований, звучащих в выступлениях Путина и остальных, в санкционированных Кремлем статьях и в дискуссиях между российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и госсекретарем Джоном Керри. Среди них — требование к Украине отложить майские выборы, внести изменения в конституцию с предоставлением автономии регионам (в случае чего восточная Украина станет уязвима для российских захватов) и серьезно ослабить национальное правительство в Киеве. Москва настаивает на том, чтобы русский язык стал на Украине вторым официальным, и чтобы там были запрещены некоторые националистические политические партии.
Москва также заявляет, что Украина должна стать нейтральным, неприсоединившимся и по сути дела демилитаризованным государством. Это такой статус, который во времена холодной войны получил название «финляндизации». Советский Союз навязал его Финляндии в качестве цены за ее «независимость».
Требования Путина — это явное нарушение принципа невмешательства во внутренние дела других государств, который узаконен Уставом ООН и международным обычным правом.
Москва использовала войска без российских знаков различия и в то же время открыто отрицала, что ее военные проводят операцию в Крыму. Это открытое нарушение Женевской конвенции. Другим серьезным нарушением является отказ от незамедлительной репатриации украинских войск и техники после завершения захвата Крыма, а также попытки Москвы принудить украинских военнослужащих к вступлению в российскую армию.
Террористические организации уже подвергают нападкам законы ведения войны, поскольку их боевики часто действуют без формы, смешиваясь с гражданским населением. Когда таким образом начинает действовать столь крупная держава как Россия, это разрушает уважение к таким важнейшим нормам, подталкивая другие страны и повстанческие движения к противозаконным и жульническим действиям.
Несоблюдение Россией своих договорных обязательств также серьезно ослабляет борьбу за ядерное нераспространение. В частности, захват Крыма в клочья разрывает Будапештский меморандум о гарантиях безопасности от 1994 года, в соответствии с которым Украина согласилась отказаться от своего солидного ядерного арсенала в обмен на обязательства России, Великобритании и США уважать ее политическую независимость и территориальную целостность.
Теперь же Россия демонстрирует, что военная сила в целом, и ядерное оружие в частности вполне могут стать единственным надежным средством защиты от враждебных действий более крупных и сильных государств. Если мировое сообщество будет слабо реагировать на захват Крыма Россией, сигнал будет понятен всем: обязательства по безопасности между государствами ничего не стоят. Это будет иметь серьезнейшие дестабилизирующие последствия мирового масштаба.
Поэтому трудно понять прозвучавшее во вторник заявление Пентагона о том, что Соединенные Штаты существенно сократят свой арсенал ядерного оружия в рамках исполнения договора СНВ-3, подписанного с Россией. Америка ослабляет свои оборонительные возможности ради выполнения договора со страной, которая нагло нарушает другие договоры.
Если Соединенные Штаты и их союзники решат отказаться от своего минималистского и неэффективного подхода, которому они следовали до сих пор, то у них на руках будет несколько вариантов действий в ответ на фиктивные правопритязания Москвы. Эти меры не могут стать заменой сильному лидерству, но, по крайней мере, они дают возможность противодействия в этом конфликте, который пока является односторонним.
Для начала администрация Обамы должна добиться от Генеральной Ассамблеи ООН принятия резолюции с просьбой к Международному суду вынести свой вердикт о законности присоединения Крыма Россией. Россия не сможет наложить вето на такую просьбу. Поскольку Генеральная Ассамблея уже проголосовала подавляющим большинством голосов за объявление присоединения незаконным, это ослабит ложные российские аргументы с обращением к нормам международного права и послужит основой для дальнейших судебных исков против России и российских юридических лиц.
США и их союзники должны оспаривать законность российских действий во всевозможных правовых инстанциях, как американских, так и международных. Поскольку Москва обосновывает аннексию утверждениями о коррупции в украинской власти и о репрессиях против русскоязычного населения, западные страны должны предавать широчайшей огласке любые имеющиеся у них доказательства коррупции в российских органах власти и свидетельства того, что волнения в Крыму и на востоке Украины разжигают российские агенты-провокаторы из числа военных и разведчиков.
Неправительственные организации, называющие себя защитниками международного порядка, могут сыграть свою роль, осуждая и оспаривая в судах российские действия против Украины, а также создавая соответствующее общественное мнение. Таким образом, эти организации получат возможность показать свою нейтральную преданность поддержанию международного порядка, как они делали это, оспаривая законность американских действий во Вьетнаме, Афганистане, Ираке и на Аравийском полуострове.
На кон поставлено нечто большее, чем мудреные правовые принципы. Неспособность Запада выдвинуть свою версию международных прав и их нарушений, облеченную в формулировки закона и легитимности, приведет к трагедии. Пассивное отношение к российской агрессии подорвет и без того ослабленную поддержку активной и действенной внешней политике в США и других западных странах, и мир после этого станет более беззаконным и жестоким.
The Wall Street Journal, 8 апреля 2014, перевод ИноСМИ.Ru
Дэвид Ривкин и Ли Кейси во время президенства Рейгана и Джорджа Буша-старшего работали в министерстве юстиции. Они являются партнерами вашингтонского отделения фирмы Baker Hostetler LLP. Ривкин также работает старшим советником Фонда в защиту демократий