Недавно Россия заветировала проект резолюции по созданию международного трибунала для расследования катастрофы в июле 2014-го года «Боинга» Малайзийских авиалиний. Данный документ подготовили пять стран: Украина, Нидерланды, Австралия, Малайзия и Бельгия. На пресс-конференция после заседания Совбеза, министры иностранных дел этих государств заявили, что они не остановятся на этом и сделают все, чтобы наказать виновных в катастрофе самолета. Напомним, в результате этой трагедии погибли 298 человек, большинство из которых были гражданами Нидерландов.
«День» неоднократно писал о вариантах создания международного трибунала по расследованию этого преступления, совершенного пророссийскими сепаратистами с подконтрольной им территории. Сначала главным вариантом создания этого трибунала рассматривалось решение СБ ООН. В качестве альтернативы, в частности из-за вето России, этот вопрос должен был быть вынесен на заседание ГА ООН.
Тем не менее, выступая на «Свободе слова», министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что вопрос трибунала необходимо решать именно в Совете Безопасности ООН. «Идея создания трибунала под Советом безопасности очень важна, потому что это обеспечит то, что его решения возымеют обязующий характер», — отметил пан Климкин. Интересно, как это видит министр, с учетом того, что Россия в любом случае не даст провести это решение.
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, насколько реалистичной является идея главы украинского МИД принять решение по созданию трибунала для расследования катастрофы «Боинга» в Совбезе ООН:
Кис ХОМАН, эксперт Института Клингендейл (Гаага):
— Пять стран, включая Украину, Австралию и Нидерланды, планируют создать этот трибунал. Россия виновна в случившемся. Еще одна попытка вынести на Совбез ООН вопрос о создании трибунала — маловероятна с учетом вето России. Но мы должны создать его и сделать этот процесс настолько публичным, насколько это возможно.
Другой вариант организации трибунала — резолюция Генеральной ассамблеи ООН. Это возымеет еще большую обязующую силу, чем другие альтернативы, с учетом поддержки большинства стран -членов ООН. Поэтому, на мой взгляд, нужно выносить это решение на рассмотрение Генасамблеи ООН. Если оно там не пройдет, то дружественные страны должны обратиться в Гаагу.
Еще один способ — это могут сделать суды стран, граждане которых погибли в этой трагедии. Австралия, Нидерланды и Украина также могут выдвинуть идею проведения трибунала в Международном уголовном суде в Гааге. Это может решить этот вопрос, но он не будет настолько мощным, как, например, трибунал, который создаст Совет Безопасности ООН.
Владимир ВАСИЛЕНКО, юрист-международник, профессор, доктор юридических наук:
— Климкин не юрист, поэтому его общая оценка не совсем правильна. В случае принятия Резолюции Совета безопасности о создании трибунала, она обяжет Россию сотрудничать с ним. Это облегчит работу трибунала по получению от РФ дополнительных материалов, документов и выдаче лиц, которые должны предстать перед судом. Однако так должно быть в теории. Если даже Россия проголосует за создание трибунала, то нет гарантии, что она будет выполнять свои обязательства.
В случае создания такой судебной инстанции на основании резолюции Совбеза ООН, его эффективность должна быть намного выше, чем если бы он был организован другим способом.
Вторая опция — это создание трибунала на основе резолюции Генеральной ассамблеи ООН, в случае если Россия воспользуется своим правом вето в Совбезе. ГА ООН может действовать на основе своей собственной резолюции, которая была принята в 1950 году под названием «Объединение ради мира». В ней сказано, что в случае если Совбез не способен принять решение, касающееся предупреждения нарушений мира и любых акций, угрожающих международной безопасности, ГА ООН может рассмотреть такой вопрос и двумя третями голосов. Создание трибунала в соответствии с таким решением будет легальным, поскольку он будет работать на основе своего устава, принятого Генасамблей.
Конечно, и в этом случае Россия будет выступать против, хотя и не сможет помешать принятию этой резолюции. При серьезных дипломатических усилиях и работе западных демократий и других членов международного содружества, такая резолюция, безусловно, будет принята. Но тогда Россия откажется сотрудничать с этим трибуналом, будет говорить о его незаконности и всячески препятствовать его деятельности. В частности, РФ откажется выдать лиц, которым будут предъявлены обвинения, и документы, касающиеся преступного уничтожения малайзийского самолета. Но все выводы такого трибунала и вынесенные им приговоры будут правомерными.