Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как остановить Пхеньян?

Эксперты «Дня» комментируют значение саммита по противодействию ядерной программе Северной Кореи
17 января, 2018 - 18:54
17 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. ПХАНМУНДЖОМ. ДЕЛЕГАЦИИ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ КОРЕИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕГОВОРОВ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО НА ОТКРЫТИИ ОЛИМПИЙМСКИХ ИГР В ПХЕНЧХАНЕ СПОРТСМЕНЫ ДВУХ СТРАН БУДУТ МАРШИРОВАТЬ ВМЕСТЕ И ПОД ОДНИМ ФЛАГОМ, НА КОТОРОМ БУДЕТ ИЗОБРАЖЕН КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ. ЭТО РЕШЕНИЕ ДОЛЖЕН УТВЕРДИТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ / ФОТО РЕЙТЕР

16 января в канадском Ванкувере состоялся саммит по поводу безопасности и стабильности на Корейском полуострове, во время которого обсуждалось противодействие ядерной программе КНДР. Мероприятие совместно принимали Канада и США, и в нем приняли участие министры иностранных дел и дипломаты 20 стран мира. Примечательно, что в саммите не приняли участие Россия и Китай. Как пишет Би-Би-Си, эти страны не были приглашены.

По результатам встречи 20 стран договорились в дальнейшем рассмотреть вопрос введения более жестких санкций против Пхеньяна, которые выходили бы за пределы требуемых в резолюциях Совета Безопасности ООН.

«Сегодня мы обсудили пути последующего усиления давления на Северную Корею через более эффективную имплементацию санкций и согласие. Страны выступили с предложениями относительно того, как они планируют сделать это. Мы согласились, что страны-члены ООН, особенно Китай и Россия, должны полностью имплементировать согласованные санкции», — сказал Госсекретарь  США Рекс Тиллерсон. «Мы должны повысить цену поведения режима до такой точки, чтобы  Северная Корея пришла за стол переговоров», — цитирует его слова Voice of America.

Тиллерсон также подчеркнул риск гражданских полетов. По его словам, пассажиры коммерческого самолета, который направлялся из Сан-Франциско в Гонконг в ноябре прошлого года, могли увидеть в небе баллистическую ракету  КНДР, ведь самолет находился в 280 морских миль от «места влияния».

«Не может быть настоящего прогресса в решении нестабильности на Корейском полуострове, пока Северная Корея не обяжется изменить курс, действительно и бесповоротно отказавшись от оружия массового уничтожения», — заявила министр иностранных дел Канады Христя Фриланд.

Издание The Star пишет, что этот саммит был попыткой привнести дипломатию в ситуацию, которая становится все более опасной. «День» обратился к экспертам с просьбой рассказать о значении саммита, а также объяснить, что означает отсутствие на нем Китая и России.

«США ПОНИМАЮТ, ЧТО БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НЕ МОГУТ ЗАСТАВИТЬ КНДР ПРЕКРАТИТЬ СВОИ ЯДЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко:

— То, что этот саммит состоялся, — это позитивный момент, потому что для США важно прежде всего получить международную поддержку и консолидировать международное сообщество относительно противодействия ядерной и ракетной программе Северной Кореи. Поэтому Белый дом развернул активную дипломатию для того, чтобы создать базу такой поддержки. Ведь США четко понимают, что без нее они не могут заставить Северную Корею прекратить свои ракетные и ядерные программы.

Северная Корея взяла четкий курс на милитаризацию, достижение возможности противодействовать США в глобальном контексте, потому что баллистические ракеты — это уже инструмент глобальной политики. Я не думаю, что что-то может остановить Северную Корею, кроме непосредственной угрозы нанесения удара по этой стране, то есть развязывание войны против нее. Все форматные переговоры по прекращению ядерной программы не принесли надлежащего успеха по сравнению с иранской ядерной программой, где США и другим странам все-таки удалось достичь договоренности о ее прекращении. Северная Корея для защиты своего режима, который становится все более одиозным, рассматривает ракетное оружие глобального действия как средство сдерживания и сохранения тоталитарного режима в стране.

То, что на мероприятии не было России, свидетельствует о том, что она действует по принципу «твой враг — мой друг», то есть все, кто является врагами США, являются друзьями России. Эта страна бросила вызов глобальному доминированию США в мире, развязала против США гибридную войну и хочет использовать любые международные инструменты и привлечь  в свои союзники страны, недовольные политикой США. Поэтому официально она будет занимать нейтралитет, а неофициально — поддерживать развитие ядерной программы Северной Кореи, потенциально считая эту страну своим союзником в борьбе с США.

Что касается Китая, то он сразу зафиксировал свою позицию нейтральности. Например, более 60% товарооборота Северной Кореи — это китайский рынок, Китай имеет самое большое влияние на правительство Северной Кореи. Кроме того, Китай в принципе поддерживает корейский тоталитарный режим. Северная Корея расположена близко от Китая, и Пекин не заинтересован, чтобы эта страна оказалась театром военных действий, поскольку последствия этой войны перекинутся на него. Но он также не заинтересован в том, чтобы Северная Корея следовала ряду требований США. Следовательно, Китай использует ситуацию с ядерной программой Северной Кореи в свою пользу, и потому традиционно занимает нейтральную позицию.

«ЕДИНСТВЕННАЯ СТРАНА МИРА, КОТОРАЯ ИМЕЕТ РЫЧАГИ ВЛИЯНИЯ НА СЕВЕРНУЮ КОРЕЮ, — ЭТО КИТАЙ»

Андрей ГОНЧАРУК, китаевед, эксперт Национального института стратегических исследований:

— Позиция Китая относительно Северной Кореи отличается от позиции Западного мира, потому что она очень болезненна для Китая. Там есть историческое наследие и фактор того, что это соседняя страна. Поэтому Пекин очень осторожен в своих высказываниях и действиях относительно Северной Кореи.

Однозначно то, что Россия играет на обострение, использует северокорейскую проблему для решения собственных вопросов на мировой арене. Китай же действительно пытается решить эту проблему, но он очень осторожен, потому что любые резкие действия могут привести к непредсказуемым последствиям.

Кроме того, однозначно не нужно видеть в том, что на саммите не было ни России, ни Китая, какой-то заговор между этими странами. Скорее всего, просто так сложились обстоятельства.

Эта встреча эффективна с той точки зрения, что помогает сторонам лучше понимать друг друга. Но понятно, что решение проблемы без Китая невозможно. Единственная страна мира, которая имеет рычаги влияния на Северную Корею, — это Китай. Это не военные и даже не экономические рычаги, а исторически-гуманитарные. И не следует забывать, что в 50-х годах прошлого века китайцы воевали на стороне Северной Кореи и более 400 тыс. китайцев погибли в этой войне.

Относительно того, что в силах Китая сделать, чтобы остановить Северную Корею, то остановить диктатора может только другой диктатор. Есть известное высказывание: «Оружие критики не может подменить критику оружия». Материальная сила должна быть переборота материальной силой. Поэтому либо это очень долгий постепенный процесс, который приводит к чувство, либо это силовая операция, на которую Китай не соглашается. Но Трамп может решить по-своему.

Наталия ПУШКАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ