Встреча министров иностранных дел «нормандской четверки» (Германии, Франции, Украины и России) относительно урегулирования конфликта на Донбассе на Тегельском озере около Берлина подобно Парижской 3 марта закончилась без достижения прогресса.
Об этом, в частности, свидетельствуют заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который сказал на пресс-конференции, что участники переговоров не достигли значительного прогресса по теме местных выборов на Донбассе и конституционной реформы в Украине. В то же время довольно странными выглядели его слова, что РФ будет использовать влияние на «ДНР» и «ЛНР» для выполнения «Минска-2», а также о верности России обмену пленными согласно Минским договоренностям. Ведь все это можно было сделать уже давным-давно.
Но, с другой стороны, Лавров фактически выдвинул ультиматум Украине, отметив, что выборы на Донбассе невозможно проводить без решения вопроса о статусе региона и амнистии. Более того, российский глава ведомства заявил, что безопасность на выборах на Донбассе можно обеспечить без военизированной структуры, на чем, как известно настаивает Украина.
Между тем министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил: мы не можем говорить о выборах на Донбассе, пока не будет обеспечена безопасность. «Готов к конструктивному разговору, но безопасность и настоящая свобода волеизъявления на Донбассе — не предмет для компромиссов. На Донбассе нам нужны настоящие выборы, а не очередной фарс. Это возможно, если будет безопасность для граждан, для участников выборов, для региона», — написал министр в Twitter до начала переговоров.
Позже на пресс-конференции он также отметил, что Украина предоставила подробные предложения, включая создание зон безопасности, как продвигаться из разминирования территорий, мониторинг границы.
Как известно, украинская сторона возлагала надежду в поддержку инициативы по отправлению вооруженной полицейской миссии ОБСЕ для проведения выборов в отдельных районах Луганской и Донецкой областей. В частности, это подчеркивал Посол Украины в Германии Андрей Мельник в интервью немецкому радио. Украина считает, что одним из возможных способов обеспечения условий для проведения может рассматриваться создание специальной полицейской миссии ОБСЕ или расширение полномочий и вооружение нынешней наблюдательной миссии.
«БЕЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕМИРИЯ, ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ВОЗВРАЩЕНИЯ ПЛЕННЫХ НИКАКИХ ВЫБОРОВ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ...»
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т.Шевченко:
— Как и предыдущая встреча в Париже, это тоже была безрезультатная встреча. Украина стоит на своей позиции: сначала безопасность, потом выборы, и эта позиция вполне отвечает логике тех пунктов, которые изложены в Минских соглашениях. И это тоже соответствует логике самого процесса урегулирования конфликтов. Без обеспечения перемирия, полной безопасности, возвращения пленных никаких выборов быть не может, потому что в данном случае они будут нелегитимны и не будут отвечать требованиям ОБСЕ. Это абсолютно логическая позиция, которой необходимо придерживаться в дальнейшем.
Российская сторона выделяет те положения соглашения, которые вписываются в ее стратегию этой войны. Первое, нахождение российских войск, возможно временное прекращение огня на период проведения выборов и легитимизация российской власти на Донбассе, которая должна быть юридически закреплена в законе Украины, и чтобы были предоставлены гарантии российской власти де-факто на территории Донбасса под эфемерным юридическим статусом Украины.
И подобные изменения позволят строить следующий плацдарм, следующие «народные» республики и так далее. Потому что, с точки зрения российской стратегии, это позволит запустить эффект домино, когда путем откусывания и дестабилизации других регионов можно таким образом уничтожить Украину как независимое государство. Ничего нового здесь нет, но я скажу, хорошо, что отступления нет с украинской стороны.
И такой курс нужно держать и в дальнейшем, придерживаясь выведения российских войск. А что касается ввода вооруженных контингентов ОБСЕ, то, конечно, это абсурд, потому что у ОБСЕ нет таких полномочий и никто на это не пойдет. ОБСЕ может проводить лишь наблюдательные миссии, мониторинг и, соответственно, заниматься посредничеством. Именно такие полномочия предоставлены ОБСЕ согласно рамочному соглашению о сотрудничеству между ООН и ОБСЕ.
Кстати, если мы легитимизируем власть на Донбассе, то российские войска согласно Минским соглашениям станут народной милицией и никто нам там границу отдавать не собирается. Даже если мы согласимся на эти выборы. Все понимают тупиковость Минских соглашений, но мы пока соблюдаем их. Идет перетягивание каната, поскольку в феврале 2015 года была принята резолюция Совета Безопасности ООН, в которой Минским соглашениям предоставлен международный статус, то мы будем ее выполнять. И благодаря этому, пока этот процесс будет тянуться, есть надежда, что будут сохраняться санкции против России.
Такой конфликт на низком уровне интенсивности будет продолжаться в формате Минских соглашений. Для нас в принципе есть возможность возражать против проведения выборов и изменений в Конституцию именно потому, что там нет условий безопасности для проведения голосования. И это правда, потому что международные нормы для проведения демократических выборов не будут там соблюдены. И это наш козырь, который мы постоянно можем использовать на переговорах. И у меня есть надежда, что это было сделано министром иностранных дел Климкиным.