На днях канал «Культура» показал снятый три года назад фильм польского режиссера Анджея Вайды «Катынь». Советское государство лишь в конце перестройки признало свою ответственность за содеянное, но после отставки Ельцина это признание было полузабыто и в СМИ регулярно появлялись комментаторы, уверяющие, что расстрелы офицеров — дело рук фашистов.
И вот, наконец, показ на гостелевидении киношедевра о трагедии в Катыни вроде бы вернул все на свои места и, казалось бы, расставил точки над «і». Но так ли это?
Не часто телепремьеру сопровождает специальный комментарий. На сей раз шесть официальных историков, киношников, журналистов около часа обсуждали увиденное. Смысл сказанного ими и цель обсуждения хорошо понятны. Да, признавали они в прямом эфире, фильм — правдив, преступления были, расстрелы без суда — дело рук НКВД. При этом констатацию сопровождали многочисленные оговорки, пояснения, реплики, пересказывать которые просто не имеет смысла. Цель их — признав, то, что давно известно всему миру, сделать это так, чтобы ничего в официальной идеологии, в созданной СМИ картине реальности не изменилось, и чтобы не начался поиск виновных.
Такой трюк регулярно используется советской и постсоветской пропагандой. Например, власти СССР пол века категорически отрицали существование секретного приложения к Пакту Молотова-Риббентропа. «Это наглая антисоветская ложь, объясняли «тассовцы», наше миролюбивое государство никогда не стремилось и не могло стремиться к захвату и разделу мира, к подчинению других стран и народов. Наши враги сознательно клевещут на ленинскую мирную политику, утверждая, будто СССР хотел развязать мировую войну». Все это повторяли до тех пор, пока миф о секретном Протоколе не превратился в сознании людей в идеологический Эверест. И когда его существование пришлось официально признать, публикация правды о захватнических планах Сталина уже не могла исцелить тысячекратно отравленное сознание общества. Это после Хрущевского вынужденного закрытия Гулага, отправлявший в него литераторов руководитель Совписа Фадеев покончил с собой. Сегодня правда о Катыни не вызвала даже легкой ряби на поверхности идеологического болота. Третьяков, Михалков, Косачев и другие участники телеобсуждения поработали на славу!
Но почему же «неудобный» фильм показали? И почему показали именно сейчас? Да с этим все понятно. В ближайшие дни исполняется 70-летие событий. К месту захоронения прибудут польские гости, лучше, если это будут люди высшего ранга. На их вопросы будет что ответить. Псевдотелепокаяние позволяет рассчитывать, что иностранные лидеры ответят взаимностью и к юбилею победы зарубежные делегации дружно потянутся в нашу столицу. И на фоне постсоветского пейзажа состоящего из демографической катастрофы и спаивания населения, сырьевой экономики, деградирующего образования и культуры, миллионов бомжей, цензурируемых СМИ, на фоне гиперкоррупции, аварий и терактов, миру предложат воспеть самые основы этой системы, преклонив головы перед великой победой советского народа. При этом сугубо во внутренних каналах информации вновь превознесут имя главкома.
О чем забыли упомянуть комментаторы. Вопрос первый. Что же на самом деле следует сказать, комментируя премьеру «Культуры». Дело не просто в том, что это самый не массовый канал, его смотрит 3% телезрителей. И не в том, что о показе было известно минимум за пять дней до публикации недельной телепрограммы, однако «Катынь» в эту программу не попала и, значит, без того ограниченная аудитория, была дополнительно сужена. Возникает риторический, но более принципиальный вопрос — государство должно изредка допускать небольшую часть граждан к значимой информации? Или первейшая задача властей сделать важнейшей составляющей всего общенационального сознания России ключевые события отечественной истории? Именно эта, вторая задача не выполнена. Скажу больше, спустя несколько дней после показа, на одном из гостелеканалов вновь ставился вопрос — все-таки, кто это натворил — нацисты или НКВД?
Еще один вопрос. Будучи последовательным, нельзя не выяснить — кто персонально и лично отвечает за 70 лет лжи и, особо, за последние 10 лет лжи? Понесут ли ответственность, будут ли хотя бы освобождены от работы все эти шевченки, толстые и прочие комментаторы и их начальники, уверявшие аудиторию, что к трагедии в Катыни советская власть не имеет никакого отношения?
Одна из ключевых идей картины Вайды — убийственна не только Катынь, но и ложь о Катыни.
Наконец, третий вопрос. Если 21 857 человек были невинно и незаконно расстреляны, где же уголовное дело, где суд и приговор? После показа фильма по государственному телеканалу — вы не поверите — ни ветеран Долгих, ни депутат Абельцев, ни внук вождя Джугашвили, ни прокуратура Центрального округа Москвы не обвинили Сталина в экстремизме. В легитимном, правовом государстве после этого происходит юридическое расследование и суд. А в «суверенно-демократическом» государстве вывешивают билборды?!
Для того, чтобы, пусть малая, часть россиян, но все же увидела картину Вайды, Польше пришлось выйти из соцлагеря и Варшавского договора, вступить в НАТО и Евросоюз... Если мы не проведем суд над «сталинщиной», Украине, в конце концов, придется повторить польский маршрут, ибо геноцид Голодомора, признанный десятками государств, в России у официальных комментаторов вызывает только истерику и выкрики «ложь», «провокация». Между тем, еще важнее для нас, хотя в действительности эти вопросы тесно взаимосвязаны, разобраться юридически и окончательно не только в Катыни — а советских граждан там захоронено больше, чем польских(!), в Голодоморе, но и во всех преступлениях советского режима против нас самих. Надо предъявить народный счет непогребенной сталинской системе.
Сделать это сегодня очень непросто. Катынь — не столько уничтожение офицерского корпуса захваченной страны, это уничтожение ее интеллектуалов, людей мысли. Но в еще больших масштабах Сталин уничтожал российскую интеллигенцию. Одновременно, он формировал такую интеллигенцию, которая была необходима ему. Ее наследники составляют сегодня большую часть телекомментаторов и иных «говорящих голов», которые не задают «неправильные» вопросы и не делают «неправильные» выводы.
Особенно резонансный для нас в фильме Вайды — образ русского капитана Попова. Его прообразом стали реальные истории двух советских офицеров. Попов отчетливо сознает трагизм разворачивающейся вокруг него тоталитарной вакханалии. Понимая всю опасность своего положения, он пытается спасти жену, а на самом деле — вдову, уже расстрелянного НКВДешниками польского офицера. Попов знает, что обречен, но пытается спасти другого...
Польша уже двадцать лет свободна! Но сможем ли мы, наконец, спасти самих себя?
...Похоже, поставленная властями задача выполнена — фильм показан, важные гости приезжают и ничего в стране не меняется!
На пороге сидит его старуха.
А перед нею разбитое корыто?