Во время телефонного пресс-брифинга для журналистов, Представитель США в ОБСЕ Даниэль Байер рассказал о результатах двухдневного заседания (8—9 декабря) министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ в Гамбурге, а также о том, какие усилия реализовывает эта организация в разрешении конфликта на Донбассе. В частности он перечислил конкретные шаги, которые должна осуществить Россия для имплементации Минских договоренностей. «День» воспользовался этой возможностью, чтобы задать несколько вопросов постоянному представителю США. В частности нас интересовало, каким образом ОБСЕ может заставить Россию, как заметил посол Байер в своем выступлении 9 декабря, придерживаться своих обязательств по этому поводу? И в целом, каким образом можно реорганизовать ОБСЕ, чтобы эта организация была эффективной, а не только местом, где делают заявления?
«О ВАЖНОСТИ ОБСЕ КАК ФОРУМА ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА»
— Я не согласен с вашей постановкой вопроса — не соглашаюсь с характеристикой ОБСЕ как «местом, где делают заявления». Она не отображает важность ОБСЕ как форума для политического диалога — как на уровне министров иностранных дел, как вы видели на прошлой неделе в Гамбурге, так и еженедельно в Постоянном совете в Вене, — чтобы поддерживать единство и удерживать Украину на первом месте международной повестки дня. Конечно, ОБСЕ также приобщается операционно и дипломатически — например, через деятельность Специальной мониторинговой миссии и Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, куда входят ОБСЕ, Украина и Россия.
Мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать оперативную работу, которую ОБСЕ проводит на местах, — несколько сотен наблюдателей постоянно информируют мировых лидеров о нарушении режима прекращения огня и продолжении российской военной поддержки своих союзников на востоке Украины. Миссия наблюдателей ОБСЕ на российско-украинской границе также важна — на основе фактов и в режиме реального времени они обеспечивают мировых лидеров информацией о потоке войск, оборудования и материальных средств на Донбассе — и, надеюсь, в конце концов, сообщат об их отведении назад в Россию. К тому же программный офис ОБСЕ в Киеве имеет целый ряд программ, направленных в поддержку текущих усилий по реформированию Украины, чтобы помочь правительству реализовать амбиции украинского народа и построить современное, демократическое, европейское государство.
Также хочется прибавить, что взаимодействие с ОБСЕ является лишь одним элементом наших усилий с целью положить конец конфликту в Украине и привлечь Россию к ответственности за оккупацию Крыма и гибридную войну, которая продолжается на востоке Украины. Это один из многих элементов. Президент Обама взял на себя ведущую роль во взаимодействии с главами европейских и других государств с целью обеспечения единства в вопросах относительно Украины. Вместе мы наложили существенные санкции, которые подняли плату за агрессию и имеют целью привлечь Россию к ответственности за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины. Мы оказали значительную помощь в области безопасности, чтобы Украина смогла защитить себя, а также экономическую поддержку. Мы, а также другие международные доноры, играем важную роль в способности Украины продолжать продвигаться вперед в плане демократических реформ.
«РОССИЯ И ДАЛЬШЕ БУДЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ДАВЛЕНИЕ»
— Вы назвали успехом последней встречи министров изоляцию России, но как этой изоляцией можно достичь ощутимых результатов, как, скажем, выполнение Минских договоренностей?
— Изоляция России является результатом ее поведения, отличающегося от поведения других государств-участниц ОБСЕ. Это нежелательный результат, но он должен стать месседжем для России, что остальное сообщество ОБСЕ ждет от России выполнения своих обязательств и соблюдения принципов, в том числе относительно Украины и реализации Минских договоренностей, под которыми она неоднократно подписывалась, невзирая на то, что не смогла их выполнить.
Плохое поведение России имеет свою плату. Финансовая плата — санкции, недовольство которыми она постоянно выражает в ОБСЕ. Политическая плата — страны выражают все меньше желания или вообще не желают сотрудничать с Россией в вопросах, в которых Россия заинтересована. А также плата репутации. Вместо того чтобы быть признанной как региональная сила с богатой историей, правительства и люди во всем мире видят в России разбойника и авторитарное государство, которое отказывается играть по правилам, которая не действует в духе доброй воли, которая лишает российский народ его основных свобод и прав человека и которая стремится подорвать основы свободы и демократии за пределами своих границ.
В совокупности, эта изоляция и эти платы означают, что Россия будет продолжать чувствовать еще большее давление — в том числе относительно выполнения Минских договоренностей. А также это значит, что страны не будут стесняться ругать Россию за нарушения и искать дополнительные меры, которые можно употребить, чтобы заставить Россию ответить за свои действия.
«МЫ ДОЛЖНЫ ДОСТИЧЬ ДЛИТЕЛЬНОГО И СТАБИЛЬНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОГНЯ»
— Вы, наверное, слышали заявление украинского министра Павла Климкина о том, что военная миссия ОБСЕ на Донбассе — это «прыжок в будущее». Видите ли вы в ОБСЕ возможность создать и отправить военную миссию на восток Украины для наблюдения за выборами?
— Что касается полицейской миссии или наличия представителей охраны безопасности на выборах на Донбассе, то не было такого официального предложения. Как вы знаете, в настоящее время ОБСЕ создана Специальная миссия по наблюдению в Украине и небольшие миссии по наблюдению на двух контрольно-пропускных пунктах на российско-украинской границе. Обе — гражданские, безоружные миссии, и мы считаем, что они должны продолжать выполнять свою работу в соответствии с их мандатами.
Мы сказали: если соглашение о прекращении огня будет достигнуто, если будет полная видимость границы, и если прекращение огня будет длительным и стабильным, это смогло бы открыть возможность для некоторого прогресса в других пунктах Минских договоренностей. И если в то время будет существовать необходимость в более широкой поддержке со стороны международного содружества с целью содействия выполнению Минских договоренностей, мы должны будем ее рассмотреть тогда. Пока еще обсуждение велось чаще на пресс-конференциях, чем во время официальных встреч.
Я думаю, что реальная проблема в том, что мы должны достичь длительного и стабильного прекращения огня, прекращения боевых действий на местах, и выяснить вместе, что еще необходимо со стороны международного содружества. Мы, Соединенные Штаты, беспристрастны относительно этого разговора, и мы подойдем к нему со всей практичностью, выяснив, что в действительности нужно, ввиду ситуации на местах. И на прошлой неделе мы услышали от Верховного представителя по вопросам внешней и безопасностной политики Федерики Могерини подобную перспективу, что ЕС также будет вести обсуждение, ввиду ситуации на местах.
«ВАЖНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ США С НАШИМИ ЕВРОПЕЙСКИМИ СОЮЗНИКАМИ И ПАРТНЕРАМИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ»
— Между прочим, можете ли вы спрогнозировать, как новая администрация Трампа, который заявил, что НАТО устарела, будет воспринимать роль ОБСЕ в мире?
— Я — посол президента Обамы в ОБСЕ, потому могу говорить только о действующей администрации, а не администрации будущего президента. Можете почитать статью, которую я написал для Medium.com (medium.com/foggy-bottom), она раскрывает этот вопрос шире, но коротко скажу: я думаю, многие отмечали, что основное значение трансатлантических отношений и солидарности с американской безопасностью и стабильностью в мире остается неизменным, как уже давно признали и демократы, и республиканцы.
Некоторые вещи могут изменяться, но важность отношений США с нашими европейскими союзниками и партнерами не изменится. Принципы, обязательства и общие ценности, которые поддерживали наше сотрудничество после подписания Хельсинского заключительного акта, будут продолжать обеспечивать нерушимую основу для нашей работы. Соединенные Штаты и Европа будут продолжать стоять вместе перед лицом глобальных угроз, а Трансатлантическое сотрудничество и в дальнейшем будет играть важную роль в решении глобальных проблем.