ООН на сегодняшний день представляет собой единственную всемирную организацию, имеющую в своих рядах 192 члена и мандат на вмешательство во все сферы деятельности: от безопасности до беженцев и здравоохранения. Однако опросы общественного мнения в США показывают, что две трети американцев считают, что ООН не играет значительной роли; также многие считают, что организация запятнала свою честь коррупцией во время действия программы «нефть в обмен на продовольствие» в Ираке во времена Саддама Хусейна. Многие также обвиняют ООН в неспособности решить многочисленные проблемы на Ближнем Востоке.
Однако подобные взгляды отражают непонимание природы ООН. ООН является больше инструментом состоящих в ее членах государств, чем независимым игроком на политической арене мира.
В самом деле, Генеральный секретарь Пак Ги Мун может выступать с речами, созывать собрания и предлагать действия, но его роль больше секретарская, чем генеральская. Иногда его называют «мирским Папой». Генеральный секретарь ООН может воспользоваться силой своего убеждения, но не доводами экономического или военного давления.
По вопросам, требующим твердой силы, ООН должна заимствовать ее у своих стран-членов. В моменты, когда они не могут договориться о решительном вмешательстве, организации становится нелегко выполнять свои функции. Как кто-то остро подметил, «Мы создали ООН — и это мы!» Когда доходит до критики ООН, то большая ее часть относится к ее членам.
Давайте рассмотрим программу «нефть в обмен на продовольствие», разработанную членами организации с целью помочь иракцам, пострадавшим в результате санкций, введенных против режима Саддама. Секретариат не проконтролировал должным образом программу, и были обнаружены случаи коррупции. Но более значительные средства, которые Саддаму удалось использовать в своих личных целях, показывают, насколько хорошо члены организации продумали программу, и они решили «закрыть глаза» на злоупотребление. Тем временем, проблемы программы в прессе освещались как «ошибка ООН».
Содержание ООН обходится около $20 млрд., что меньше ежегодных бонусов, выплачиваемых на Уолл-стрит в удачный год. Из этой суммы секретариат в Нью- Йорке получает меньше 10%. Некоторые университеты имеют бюджет больше.
Еще $7 млрд. тратится на содержание миротворческих сил ООН в таких местах, как Демократическая Республика Конго, Ливан, Гаити и на Балканах. Остальное — более половины — тратится специализированными агентствами ООН, которые расположены по всему миру и часто играют значительную роль в регулировании международной торговли, развитии, здравоохранении и гуманитарной помощи.
Например, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев помогает решать проблемы людей, вынужденных поменять свое место жительства, Международная продовольственная программа оказывает помощь голодающим детям и Всемирная организация здравоохранения снабжает критически важной информацией системы здравоохранения общества о таких пандемиях, как птичий грипп. ООН не обладает ресурсами для решения проблем в таких областях, как СПИД или глобальное потепление, но она может играть важную роль в согласовании действий разных правительств.
Даже в области безопасности ООН играет важную роль. Оригинальная идея 1945 года о коллективной безопасности, согласно которой страны будут объединяться для предотвращения и наказания агрессоров, провалилась из-за того, что развязалась холодная война между Советским Союзом и странами Запада.
На короткий момент широкой коалиции стран в борьбе против вторжения сил Саддама в Кувейт в 1991 году показалось, что оригинальная идея коллективной безопасности станет «новым миропорядком». Такие надежды не прожили долго. В ООН не удалось достигнуть согласия по вопросам Косово в 1999 году и Ирака в 2003 году.
Скептики сделали вывод, что ООН не может больше решать вопросы относительно безопасности. Однако в 2006 году, когда Израиль и «Хизбалла» пришли к патовой ситуации в Ливане, страны с радостью обратились к миротворческим силам ООН.
По иронии судьбы, в оригинальном уставе о миротворческих силах ничего не сказано. Они были созданы вторым Генеральным секретарем Дагом Хаммершельдом и министром иностранных дел Канады Лестрером Пирсоном после вторжения Великобритании и Франции в Египет во время Суэцкого кризиса в 1956 году. С тех пор миротворческие силы ООН использовали более 60 раз.
Около 100 тыс. солдат из разных стран носят голубые каски ООН во всем мире. Миротворческие операции имели свои победы и поражения. Поражениями стали Босния и Руанда в 1990-х годах, и Генеральный секретарь Кофи Аннан предложил реформировать организацию в борьбе с геноцидом и массовыми убийствами.
В сентябре 2005 государства на Генеральной ассамблее ООН признали «ответственность за защиту» угнетаемых народов. Это означало, что правительства больше не могут обращаться со своими гражданами, как им заблагорассудится.
Была также создана новая комиссия по укреплению мира для координации действий по предотвращению случаев геноцида. В Восточном Тиморе, например, ООН сыграла важную роль на пути к установлению мира, и сейчас организация разрабатывает планы для правительств Бурунди и Сьерра-Леоне. В Демократической республике Конго миротворческие силы не смогли полностью остановить насилие, но они помогли сохранить многие жизни. Сегодня испытанием является ситуация в Судане, регионе Дарфур, где дипломаты пытаются создать объединенные миротворческие силы под управлением ООН и Африканского Союза.
Распространяющееся разочарование не удивительно в отравленной атмосфере, которая воцарилась в ООН после войны в Ираке. Паку Ги Муну выпала непростая доля. Но вместо того, чтобы ставить под сомнение дальнейшее существование ООН, страны должны осознать, что им необходим такой глобальный инструмент, обладающий такими уникальными легитимными возможностями. Несмотря на то, что ООН далека от совершенства, мир будет более бедным и беспорядочным местом без этой организации.
Джозеф С. НАЙ-младший — профессор в Гарварде. Автор книги «Мягкая сила как средство достижения успеха в мировой политике».