Тезис о том, что Европейский Союз не закрывает двери перед Украиной, до последнего времени воспринимался только как вежливое дипломатическое «нет» на вопрос о перспективах европейской интеграции Украины. Однако в течение нескольких недель в этих словах появилось качественно новое значение — Евросоюз действительно приоткрыл свои двери, закрепив предварительные слова резолюцией Европейского парламента с призывом к Совету Европы и Европейской Комиссии предоставить Украине прозрачные перспективы членства в ЕС. Кроме того, Брюссель пообещал в ближайшее время предоставить Украине статус страны с рыночной экономикой. Многими такой прорыв небезосновательно воспринимается как следствие оранжевой революции. Однако после инаугурации нового президента «революционный фактор» станет второстепенным, поэтому отношения Украины и Евросоюза будут базироваться не на имидже, а на сугубо политических принципах. Актуальным становится формирование четкой стратегии сотрудничества Киева и Брюсселя и определение, будет ли пересмотрена политика ЕС в отношении Украины. Ответ на этот вопрос искали участники конференции «Европейские перспективы Украины — опыт стран Вышеградской группы и Балтии», организованной Институтом Евро-Атлантического сотрудничества (Киев) и Центром международных отношений (Варшава).
Прежде всего все участники конференции, среди которых были послы ряда стран-членов Евросоюза, депутаты Европарламента и эксперты, положительно оценили резолюцию Европейского Парламента в отношении Украины. В частности, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам евроинтеграции Борис Тарасюк назвал ее «самой позитивной за все время независимости Украины». А депутат Европарламента от Польши Михал Каминский, отвечая на вопрос «Дня», отметил, что этой резолюцией Европарламент в известной степени «давит на Европейскую Комиссию, которая является менее смелой», чтобы дать ей понять, что «многие политики уже готовы полностью открыть двери перед Украиной» и тем самым подтолкнуть исполнительный орган ЕС к принятию конкретного решения. По словам господина Каминского «медленное давление и последовательная критика» Европарламентом Еврокомисии «будет обязательно иметь смысл и конкретный результат».
Больше всего дискуссий возникло по поводу необходимости пересмотра Плана действий Украина—ЕС, который, по мнению украинской стороны, устарел и не отвечает сегодняшней ситуации. Официальную позицию выразил первый заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Александр Моцик. По его словам, необходимым является «начало работы над долгосрочной перспективой сотрудничества между Украиной и ЕС, которая имела бы четкую перспективу обретения членства в ЕС». Кроме того, по словам господина Моцика, желательным было бы начало переговоров о подготовке нового усиленного соглашения между Украиной и ЕС, которое содержало бы элементы ассоциации. То есть фактически речь идет о пересмотре Плана действий Украина—ЕС. Необходимыми шагами господин Моцик также считает предоставление Украине статуса рыночной экономики (что, кстати, господин Тарасюк прогнозирует в течение месяца), очерчивание четких перспектив создания зоны свободной торговли и оговаривание либерализации визового режима.
Однако многие участники конференции указывали, что о пересмотре Плана действий говорить не стоит. Так, по мнению депутата Европарламента от Латвии Валдиса Домбровскиса, «разговоры об Украине в Евросоюзе ведутся, Европарламент дал очень четкий позитивный сигнал для Украины, кроме того, дискуссии относительно европейскости Украины, в отличие от Турции, не ведутся. Но План действий Украина— ЕС скорее всего не будет пересматриваться Европейской Комиссией при любых условиях.
Поэтому наиболее разумным было бы начать процесс интеграции шаг за шагом, принять План действий, но постараться получить какие-то дополнительные позитивные политические заверения по интеграции Украины в ЕС». По словам евродепутата, Украине «следует разрабатывать постепенный подход к интеграции не очень агрессивным путем, поскольку ЕС не будет приспосабливаться к Украине, зато Украина должна приспособиться к ЕС».
Довольно конкретную позицию занял и директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины Александр Сушко. По его словам, «евроатлантический прорыв Украины — среднесрочная задача, он еще не является реальностью. Это естественное, но не гарантированное следствие оранжевой революции». Что касается базовых документов, то по мнению господина Сушко, «сегодня Украина имеет документы, которые могут обеспечить ей успешное прохождение первой стадии прорыва в ЕС и НАТО». Так, в Плане действий Украина — ЕС «заложены определенные механизмы, инструменты, которые могут помочь Украине подтянуться к ряду стандартов. Оранжевая революция не является свидетельством окончательного закрепления неизменности демократического выбора, его нужно закрепить институционно. На сегодняшний день мы не отвечаем первому копенгагенскому критерию, который дал бы возможность представления заявки на членство в ЕС». Что касается НАТО, то по мнению господина Сушко, «наиболее эффективной формой представления заявки в НАТО является полная реализация целевого плана на 2005 год, в частности, в сфере соответствия демократическим стандартам и состоянию рыночной экономики. Только тогда вопрос будет поставлен в повестку дня».
Довольно часто от участников конференции были слышны призывы не спешить и четко осознать собственные потребности и возможности. «Украина сегодня находится в положении «кандидата в кандидаты» и вполне понятно, что она не хочет, чтобы это продолжалось долго. Однако не надо слишком волноваться из-за как можно более быстрого получения статуса кандидата на вступление в ЕС, поскольку не скорость является главной», — отметил известный польский публицист и общественный деятель Здзислав Найдер. По его мнению, в первую очередь «нужно определиться, в каком именно ЕС нуждается Украина — или вы хотите зоны свободной торговли, или вас больше интересует политический союз» и уже тогда выстраивать приоритеты отношений.
Учитывая опыт своей страны и ошибки на пути евроинтеграции, господин Валдис Домбровскис также посоветовал «не создавать ощущения гонки, не спешить». По его словам, «надо тщательно искать варианты соглашений, от которых вы можете выиграть, в частности, в экономической сфере». Именно от спешки, по его мнению, Латвия во многом проиграла во время переговоров с ЕС.
О годах, а не месяцах дискуссий в ЕС в отношении членства Украины предупредил в комментарии «Дню» и польский политолог Гжегож Громадски, поскольку понадобится много времени, чтобы добиться понимания между странами-членами ЕС. Он также отметил, что вступление Украины в НАТО будет приветствовать ЕС, а вступление Украины в ЕС однозначно будут приветстсвовать США. Однако, по его мнению, к Украине нужен особый подход, поскольку «она не является настолько проатлантической и проевропейской страной, как балтийские страны». Главную задачу новой власти господин Громадски видит в урегулировании отношений с США и начала нового диалога с ЕС. В частности, надо «утвердить доверие через проведение необходимых реформ, построить последовательные евроинтеграционные структуры». В частности, по его мнению, необходимым является «четкое разграничение между комитетом евроинтеграции и министерством иностранных дел, чтобы не возникло недоразумений из-за нечеткого распределения полномочий, как это произошло в Польше». Что касается Плана действий господин Громадски отметил, что «не нужно отбрасывать какие-либо предложения, хотя План действий не является идеальным документом на сегодняшний день. Украина могла бы принять его, однако обсудить дополнительный документ, который бы мог содержать список приоритетов и детальных действий. Например, действительно стоит поговорить о либерализации визового режима».
Затрагивались в обсуждении и отношения Украина — Россия — ЕС. В частности речь шла о том, что во времена проведения дискуссий по принятию в Евросоюз Польши и стран Балтии постоянно всплывали опасения «потери России». Однако, по словам президента Центра международных отношений Януша Рейтера, «все страны вступили в ЕС, а Россию так никто и не потерял». Будет ли так в ситуации с Украиной? По мнению присутствующего на конференции члена Федерального политсовета Союза Правых Сил Бориса Немцова, «проблема евроатлантической интеграции Украины в Москве будет восприниматься более болезненно, чем евроинтеграция стран Балтии или Польши, поскольку мысль о том, что Украина — это российская земля, очень глубоко укоренена в сознании многих россиян». По словам господина Немцова, «сложность заключается в самой сути задачи — интегрироваться в Евросоюз и в то же время не поссориться с Россией. Совсем необязательно поворачиваться к России спиной — во-первых, будет неприятно, а во-вторых, когда так стоишь, ты безоружный, можешь нож в спину получить. Поэтому надо сразу честно сказать Путину, к чему Украина стремится — например, вступить в Евросоюз, — но при этом отметить, что к России никто не будет относиться враждебно». Однако главную задачу новой власти на пути евроинтеграции Борис Немцов видит в политической консолидации Украины и разрушении мифов о новой украинской власти, созданных в Москве. «Если общественное мнение в России и на востоке Украины не изменить, то противостояние Востока будет продолжаться и будет мешать воплощению основных целей, в том числе и евроинтеграционных. Прежде всего надо объединить страну в политическом плане, тогда и отношение на востоке к евроинтеграции изменится. Иначе разговоры об этом будут исключительно общими».