Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Канг ГУН-ТЕК: «Боязнь иностранных инвестиций — стереотип устаревшего мышления»

17 февраля, 1999 - 00:00

— Украина небезосновательно считается зоной риска для возможных иностранных инвестиций. И все же среди инвесторов из Восточной Азии лидерские позиции, похоже, именно у южнокорейских компаний. Чем привлекает их наша страна до такой степени, что они готовы идти на повышенный риск?

— Есть много причин, по которым южнокорейские компании здесь инвестируют, невзирая на высокий риск. Во-первых, рабочая сила у вас высококвалифицированная, люди очень образованы и, если сравнивать с другими европейскими странами, рабочая сила дешевая. В Украине сосредоточены большие природные ресурсы, здесь высоко развиты и технологии, и фундаментальные науки. Географически Украина лежит на перекрестке дорог, соединяющих Азию и Европу, и это тоже важный момент. Если смотреть на долгосрочное сотрудничество — Украина очень привлекательна, особенно в таких стратегических отраслях, как строительство, машиностроение, электроника.

— Как отразился на сотрудничестве между нашими странами экономический кризис в Тихоокеанском регионе? Наметился ли выход из него?

— В Запорожье у нас совместное предприятие «АвтоЗАЗ-Дэу», которое уже начало работать, и именно из-за экономического кризиса возникли проблемы со сбытом. Однако при подъеме экономики эти проблемы исчезнут. Но даже если и есть отрицательное влияние кризиса на наше сотрудничество, это еще не значит, что Корея будет меньше сотрудничать с Украиной. То, что мы заангажировали, будет продолжаться и дальше, мы не собираемся отменять какие-либо предварительные договоренности.

У нас есть хорошие новости из Кореи, где в ноябре 1997 года произошел кризис. Нам пришлось провести реструктуризацию в области финансов и в корпоративном, и в государственном секторе. Уже в конце прошлого года и в начале этого статистика отразила положительные изменения. Обоснованные прогнозы показывают, что в первой половине 1999-го мы выйдем из кризиса, а во второй половине наша экономика пойдет вверх. Авторитетные международные экономические институты предсказывают в Корее экономический рост на 1-2 процента.

В 1997 году сальдо торгового баланса составляло $15 млрд. и было отрицательным, в прошлом году — $40 млрд., но это уже было положительное сальдо. В конце 1997 года наши резервы иностранной валюты составляли $8,9 миллиарда, а сегодня — $45 миллиардов. Международный валютный фонд, Мировой банк и другие мировые организации хвалили Корею за проведенные экономические реформы. Было сказано, что среди всех стран она сумела лучше всего справиться с такими заданиями.

— Многих украинцев сегодня пугает проникновение в отечественную экономику иностранных предпринимателей. Как к этому относятся корейцы?

— Боязнь иностранных инвестиций — это стереотип устаревшего образа мышления, сформированного на основе империалистического видения мира, когда люди боялись экономического сотрудничества, интерпретируя его как экономическое вмешательство, как агрессию экономическим путем. В Корее пятьдесят лет назад, во времена трехлетней войны и после нее, мы не имели ни финансовых ресурсов, ни индустриальной базы, ведь все было разрушено. Мы были вынуждены одалживать деньги, ибо без капитала не могли отстроить экономику. Мы не могли замыкаться в себе и ориентировались на внешний мир, стремясь привлечь иностранные инвестиции. Это и стало предпосылкой возрождения.

Сейчас мировая экономика интегрирована, все государства взаимозависимы. Успех или неудача определенной страны зависят от того, может ли она привлечь иностранные инвестиции, причем в ключевые индустриальные отрасли. При иностранном инвестировании важным является приход не только капитала, но и знаний, новейших «ноу-хау», технологий, менеджерских и управленческих навыков. Если среда для инвестиций неблагоприятна, то страна-инвестор за одну ночь может забрать из данной страны свои деньги и пойти в другую, где создаются лучшие условия. После кризиса Корея перестала мыслить старыми категориями, вроде бы посредством инвестиций экономически завоевывается государство. Вследствие прошлогоднего кризиса мы пересмотрели закон о непосредственных зарубежных инвестициях и создали так называемый центр «Одна остановка — и все услуги». Прийдя в этот центр, инвестор находит в нем все, что нужно, начиная с регистрации. Поэтому ему не приходится бегать по различным инстанциям. После приезда в Корею он не занимается ни бронированием гостиницы, ни устраиванием детей в детсад. Упомянутый центр решает не только деловые, но и бытовые проблемы потенциального инвестора.

— После прошлогодних ядерных испытаний в Индии КНДР объявила о возобновлении своей ядерной программы, «замороженной» с 1994 года. Как к этому относится Сеул?

— В соответствии с международным правом и документами ООН запрещается развивать какие-либо программы по производству оружия массового уничтожения. То, что в Северной Корее ядерная программа развивается, угрожает стабильности и миру на Корейском полуострове и во всем регионе, поэтому соседние страны вынуждены принимать меры, чтобы противостоять опасности. Китай, Америка, Япония, Россия требуют, чтобы КНДР остановила выполнение своей ядерной программы. В 1994 году Северная Корея согласилась «заморозить» ее, а взамен Япония, США и Южная Корея взяли обязательство построить для нее две АЭС на «легкой воде». В итоге Северная Корея всегда пыталась получить у международного сообщества какие-то деньги, используя эту проблему как рычаг для переговоров и для лоббирования своих интересов.

Ныне спутниковая разведка установила, что в Северной Корее есть подземный тоннель, где проводятся какие-то работы, возможно, это попытки развивать ядерную программу. Америка, Япония и Южная Корея хотели провести инспекцию в Северной Корее, но она отказалась. По последним сообщениям, за разрешение провести инспекцию она требует $300 млн. Мы считаем, что Северная Корея должна следовать соглашению, подписанному в 1994 году. Поэтому мы будем продолжать дипломатическое давление на нее.

Невзирая на политические разногласия, мы все же пытаемся развивать с Северной Кореей экономическое сотрудничество, проводить различные обмены, но она не идет навстречу.

— Поддерживаете ли вы корейскую диаспору, проживающую в Украине, ее общественные организации и инициативы?

— Это входит в мои обязанности посла. Здесь проживает двадцать тысяч этнических корейцев, и мы предоставляем помощь, чтобы они могли изучать корейский язык, беречь свою культуру и другие достояния. Но мы должны помнить, что корейцы, проживающие в Украине, — это корейцы второго или третьего поколения, они в значительной степени утратили национальную идентичность. Следующее поколение может потерять все, если уже сейчас не будет должной поддержки.

Беседовал Виктор МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ