На прошлой неделе в Казахстане произошли ряд событий, на которые нельзя не обратить внимание. С одной стороны, на совместном заседании палат парламента президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложениями о трансформации президентской формы правления республики в президентско-парламентскую. С другой стороны, парламент в конце недели принял поправки к конституции, которые снимают ограничения с Назарбаева на количество сроков пребывания на посту главы государства. Эти идеи могут по разному восприниматься в мире, но посол Казахстана в Украине Амангельды ЖУМАБАЕВ убежден, что предложенные реформы и поправки будут содействовать как развитию демократического общества, так дальнейшему экономическому процветанию страны. Не приведет ли это решение казахского парламента к культу личности? Что означает собственный казахстанский путь развития и в чем состоят его особенности? В чем особенности проводимой в Казахстане конституционной реформы? Почему Казахстан узаконивает императивный мандат депутата? Об этом в эксклюзивном интервью «Дню» — казахского посла.
«НАШ ПРИНЦИП — СНАЧАЛА ЭКОНОМИКА, А ПОТОМ ПОЛИТИКА — ПОЛНОСТЬЮ СЕБЯ ОПРАВДАЛ»
— Казахстан выбрал эволюционный путь развития и выступает против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Наш путь сравнительно недолгий, но по существу равняется целой исторической эпохе. На этом пути мы прошли три этапа становления нашей государственности.
На первом этапе — с 1991 года по 1995 год — с момента обретения независимости до принятия Конституции мы сосредоточились на формировании фундамента казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к политическому плюрализму, создании основ демократического развития.
Объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти, поскольку было необходимо принять решительные антикризисные меры.
Этот период преподнес нам весьма поучительные уроки, главным из которых стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны. Наш принцип — сначала экономика, а потом политика — полностью себя оправдал.
На втором этапе — с 1995 по 2000 гг. — нашей основной заботой стало создание и укрепление современных демократических институтов, формирование новой политической культуры на основе конституции.
Основной закон позволил пройти большой путь, связанный не только с глубокими экономическими, но и политическими преобразованиями. Именно с его помощью за эти годы мы создали предпосылки для преобразования Казахстана в страну, в которой действуют реальные демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан. Успех нам, несомненно, обеспечила реализация социально- экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года.
На третьем этапе — с 2001 по 2006 год — мы обеспечили социально-экономический прорыв и стали региональным лидером. Утвердились первые демократические традиции казахстанского многонационального и многоконфессионального общества. В этот период активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей.
Сейчас наступает новый этап демократизации Казахстана — ускоренное развитие свободного демократического общества. Настала пора заложить законодательную основу, которая обеспечит успех начатым либеральным реформам и приведет к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой системы сдержек и противовесов в государственном устройстве.
«РЕЗКО УСИЛЯТСЯ ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА»
— В чем особенности проводимой в Казахстане конституционной реформы?
— Для ответа на этот вопрос давайте кратко пройдемся по всей цепочке новой модели политической системы Казахстана. Первое — формирование парламента.
Президентом предложен переход от преимущественно мажоритарной системы выборов депутатов нижней палаты — мажилиса к пропорциональной избирательной системе, которая базируется на выборах по партийным спискам. Предвыборная борьба будет вестись не на основе противоборства между точками зрения, личными качествами и амбициями отдельных кандидатов, а на базе конкуренции крупных партийных концепций и программ — это совершенно иной уровень политической культуры.
В непосредственной связи с этим, президентом было предложено исключить из конституции норму о том, что депутат парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Кроме того, предусматривается увеличение численности депутатов мажилиса, которое позволит расширить возможности представительства в нем более широкого спектра различных партий. Принципиально важным для нашей многонациональной страны, где межнациональное и межконфессиональное согласие является главным залогом устойчивого развития, есть закрепление в конституции положения об Ассамблее народов Казахстана и ее права иметь своих представителей в парламенте.
Второе — усиление функций и полномочий парламента. Здесь внесено много позиций, из которых хотелось бы остановиться на трех, на мой взгляд, самых принципиальных и взаимосвязанных. Это переход к новой системе формирования правительства, в котором ключевая роль будет принадлежать мажилису, усиление роли политических партий и их парламентских фракций в мажилисе, введение ответственности правительства не только перед главой государства, но и перед парламентом.
В полномочия мажилиса передается важнейшая для формирования правительства функция — давать согласие на назначение премьер-министра, что автоматически означает резкое усиление возможностей и ответственности политических партий или коалиций, имеющих парламентское большинство. Именно их фракции в мажилисе будут предопределять итог голосования по такому согласию. Более того, еще одним каналом усиления роли партий станет норма о необходимости проведения президентом консультаций с фракциями перед выдвижением кандидатуры на должность премьер-министра.
Таким образом, правительство в своей деятельности должно будет ориентироваться на реализацию, прежде всего, программы партии, победившей на выборах. А значит, предвыборные обещания обретут под собой конституционно закрепленную основу для полномасштабного выполнения.
Резко усилятся полномочия мажилиса и по контролю за деятельностью правительства. В частности, для выражения им вотума недоверия правительству будет достаточно простого большинства.
Еще одним мощным рычагом контроля станет обязанность премьер-министра ставить вопрос о доверии правительству перед вновь избранным мажилисом, что очень важно для предотвращения в будущем возможности противостояния ветвей представительской и исполнительной власти.
Предложенный механизм, по сути, ставит правительство в зависимость и от избирателей — через партии, за которые они голосовали и которые победили на выборах. Это, безусловно, в интересах всех казахстанцев.
Третье — фундаментальные изменения, предложенные в сфере местного управления и самоуправления. Главой государства предложена простая, но весьма перспективная модель, которая базируется на конституционном признании основой местного самоуправления маслихатов (администраций) всех уровней, избираемых населением именно для решения местных задач.
Принципиально расширяются полномочия маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы. Только с их согласия президент будет назначать акимов (председателей администраций) соответствующих уровней. Аналогичные схемы предусмотрены и для нижестоящих уровней местной власти.
Маслихатам будет предоставлено право простым большинством голосов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности. Это очень мощный рычаг влияния представительных органов на исполнительные, который ставит местную власть в гораздо более серьезную зависимость от населения соответствующего региона, чем сегодня.
«ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДАСТ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС К РАЗВИТИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ»
— Чем аргументируются изменения в избирательной системе, в частности, переход на выборы депутатов мажилиса парламента по пропорциональной системе? Политическая система какой страны была взята за основу при разработке этой реформы?
— Для нашей страны это очень важный исторический шаг. Мировая практика применения пропорциональной избирательной системы в Финляндии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии, Италии и многих других странах показывает, что она позволяет добиться гораздо лучшего соответствия между количеством голосов избирателей, отданных за партии, и количеством полученных мандатов.
Я хотел бы отметить два момента.
Первое. В результате введения пропорциональной избирательной системы в мажилис, партии получают резкий импульс для развития. Уверен, что в результате этого произойдет становление эффективной политической демократической системы в стране. Для того чтобы построить подлинное демократическое государство, демократическую политическую систему, мы должны сформировать конкурентоспособные эффективные политические партии.
Второе. Пропорциональная избирательная система по своей природе более представительна, более репрезентативна. Что это значит? Если при мажоритарной избирательной системе действует принцип «победитель получает все», то при пропорциональной избирательной системе действует принцип: «Все общественно значимые политические силы должны быть представлены в парламенте». Можно сказать, что в наших условиях представительная избирательная система будет эффективна тем, что все политические партии, которые имеют поддержку населения, будут иметь своих депутатов в мажилисе парламента страны.
— Вы сказали, что из конституции исключена нормa о том, что депутат парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Не боится ли ваша страна, что Совет Европы может осудить Казахстан за такое нарушение прав депутата?
— Думаю, это очень важный шаг на пути построения современного демократического общества и действенной партийной системы. Предложение об исключении из конституции этой нормы было связано с тем, что определяющей и в предвыборной гонке, и в работе представительного органа становится роль политических партий как представителей интересов крупных групп электората. Исходя из этого, данное предложение позволит более четко соблюдать в работе депутатов единую позицию выдвинувшей их партии или ее парламентской фракции.
В отношении того, не боимся ли мы, что Совет Европы может осудить Казахстан за такое нарушение прав депутата, следует обратить внимание, что во многих странах с развитыми демократическими традициями — в Японии, Малайзии, Сингапуре, Республике Корея, странах Западной Европы и других, одним из главных принципов парламентской деятельности является достаточно жесткое отстаивание депутатами единых согласованных позиций партий и фракций в выборных органах. В этом заключается главный механизм, позволяющий партиям эффективно проводить в жизнь свои предвыборные программы и обещания, на деле отстаивать ключевые интересы голосовавших за них избирателей. А если это так, то и вопросов быть не должно.
«В КАЗАХСТАНЕ ЕСТЬ ВСЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»
— Готово ли казахстанское общество к таким переменам — к переходу от президентской формы правления к президентско-парламентской республике?
— Избрав модель президентской республики, мы вывели страну из постсоветского экономического и политического хаоса. Поднималась экономика, строилась новая инфраструктура, развивалось сельское хозяйство. Последовательно создавались новые рабочие места, образовывалась прослойка «среднего класса». Началась глубокая административная реформа, направленная на создание качественных государственных услуг, повышение подотчетности и прозрачности исполнительной власти. Сегодня в Казахстане созданы правовые инструменты защиты конституционных прав и свобод граждан.
За годы своей работы парламент принял свыше 1300 законов. Проведена кодификация бюджетного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, водного, лесного, земельного и трудового законодательств. Судопроизводство получило четкие очертания, и в нем уже обеспечено общественное участие в лице присяжных заседателей. Исполнительная власть, реформированная с учетом специфики рыночной экономики, вышла на новые экономические просторы и перспективы.
В Казахстане царит гражданский мир и стабильность, политического противостояния не было и нет. Экономика развивается темпами, которые и отечественные, и зарубежные аналитики признают одними из самых высоких в мире. Именно ее развитием создан необходимый фундамент и для социального развития, и для политических реформ. Уровень жизни населения, которое занято своим делом, неуклонно растет.
Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. Учеными доказано, что при уровне ВВП на душу населения свыше 00, демократия становится жизнеспособной. На сегодняшний день ВВП у нас в стране составляет 20, и мы предполагаем достичь заветной цифры «6000» в скором будущем. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет более 35 %, при этом более 85 % объемов промышленной продукции производится частным сектором, где работает свыше 60% от занятого населения. Средняя заработная плата в Казахстане составляет 5, банковские вклады населения при количестве в 15 млн чел. составили ,2 млрд. Инфляция имеет тенденцию к снижению и прогнозный показатель на 2007 год приравнивается к 8 %.
Таким образом, в Казахстане есть все условия для нового рывка в своем развитии, в том числе для конституционных преобразований. И этого ждет наше общество. С повышением уровня жизни у каждого казахстанца вырабатывается активная гражданская позиция, формируется новое политическое сознание общества в целом. С 2004 года началась всенародная дискуссия по вопросам дальнейшей демократизации государства. Принялись за работу консультативно-совещательные органы, Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества, а затем Госкомиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, ставшие своеобразным мостом диалога власти и народа.
Для правового оформления предложений перечисленных органов была образована рабочая группа. Итог ее деятельности налицо.
«МЫ НИКОГО НЕ ПЫТАЕМСЯ КОПИРОВАТЬ...»
— В какой мере при этом был использован опыт конституционной реформы в Украине и, возможно, других стран, где произошли революции?
— Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается. Но опыт других стран, в том числе и Украины, безусловно, учитывается. Проводя параллели между Казахстаном и Украиной, следует отметить существенную разницу в проведении конституционной реформы. Она заключается в способе, времени, скорости, методике внедрения изменений в стране. То есть мы видим, по сути, два разных пути перехода к парламентаризму. То же самое можно сказать и в отношении Грузии и Кыргызстана. И все положительные и отрицательные стороны процесса, с которыми они столкнулись, мы стараемся просчитывать.
«ЧТО КАСАЕТСЯ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ, ТО ВРЕМЯ ПОКАЗАЛО, ЧТО У НАЗАРБАЕВА НЕТ ТАКИХ АМБИЦИЙ»
— В конце прошлой недели парламент принял поправки, которые снимают с нынешнего президента Казахстана ограничения на количество сроков нахождения на должности главы государства. Не может ли это привести к культу личности?
— Прежде всего, хочу обратить внимание, что такое решение было инициировано и принято «снизу», от депутатов, избранных народом. Утверждая подобное решение, парламентарии руководствовались определенными параллелями в мировой истории. В свое время целый ряд высокоразвитых и наиболее конкурентоспособных стран стояли перед тем же выбором, когда глава государства для выполнения всех масштабных задач переизбирался народом. Достаточно назвать Турцию, США, Сингапур. Например, Ататюрк был избран на пост турецкого президента в 1923 году и переизбирался затем трижды. Франклин Рузвельт оставался лидером США четыре срока. Это было связано с тем, что сначала он выводил страну из экономического кризиса, поднял уровень жизни простых американцев, а позже повел за собой государство во время Второй мировой войны и заложил основы для превращения Штатов в супердержаву. президент Ли Куан Ю с момента обретения Сингапуром независимости руководил государством более 30 лет. За это время благодаря проведению верной политики ему удалось вывести страну в число наиболее высокоразвитых.
Учитывая такой опыт, ответственный этап в казахстанской новейшей истории, качества Н. Назарбаева, способного брать на себя бремя самых кардинальных решений, парламентарии согласились, что преемственность основных направлений внутренней и внешней политики следует обеспечить и в Казахстане.
Кстати, как пояснил председатель конституционного совета Казахстана Игорь Рогов, речь не идет об автоматическом продлении полномочий главы государства — первому президенту независимого Казахстана дается право решать, баллотироваться на выборы или нет.
Что касается культа личности, то время показало, что у Н. Назарбаева нет таких амбиций. Вся его деятельность направлена на укрепление и развитие государственности Казахстана, как полноправного и независимого субъекта международного права. Президент сам продекларировал свою цель, предложив Стратегию вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
— Насколько известно, правительство вашей страны отправляло много молодых людей на учебу в западные университеты. Сколько таких специалистов получила ваша страна и востребованы ли они?
— Казахстан с самого начала придавал особое значение образованию своего молодого поколения. В 1993 году президентом учреждена международная стипендия «Болашак» («Будущее»). В основу данной инициативы легла идея содействия талантливой молодежи в получении качественного образования за рубежом для дальнейшего применения полученного ими опыта во благо государства. В период с 1994 по 2006 годы в рамках программы «Болашак» было присуждено более 3000 стипендий. Стипендия «Болашак» стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Подтверждением этому служит тот факт, что сегодня многие выпускники программы занимают ответственные посты на государственной службе, в государственных и международных организациях, в акционерных структурах, работают в различного рода государственных и международных проектах и, тем самым, вносят свой вклад в развитие государства. И с каждым годом их вклад и участие в укреплении и развитии государства становится ощутимее.