Не скрою, мои интересы как профессионального юриста к процессам реализации государственного суверенитета в Казахстане были обусловлены системной реформой правового поля страны, которая началась сразу же после обретения Казахстаном государственного суверенитета. Нельзя было не обратить внимания на оптимизацию стартовых условий проведения реформ по реструктуризации социально-экономического развития. В последующие годы, по мере углубления реформ, этот интерес стал углубляться по целому ряду причин позитивного свойства.
В первую очередь, по причине того, что во всех этих переменах просматривалась поступательная реализация задач, сформулированных лидером Казахстана — Н.А.Назарбаевым в провозглашенной им в 1997 году Стратегии развития Казахстана до 2030 года, в которой были презентованы системообразующие направления развития страны. В те годы подобный проект вызывал вполне резонные сомнения у многих экспертов, поскольку стартовые условия страны не давали оснований для оптимистических прогнозов.
В отличие от скептиков, отношу себя к той немногочисленной группе экспертов, кто отнесся к этому документу с доверием. Основаниями для того, чтобы поверить в реализацию этого грандиозного проекта, являлись для меня значительные природные ресурсы, мощный человеческий потенциал казахстанского общества и, далеко не в последнюю очередь, личность лидера Казахстана, зарекомендовавшего себя в качестве последовательного и жесткого государственника.
Объективными предпосылками для реализации поставленных задач выступали также масштабы территории страны; выгодное географическое и транспортно-коммуникационное расположение; конструктивные отношения с международными партнерами; а также политическая и социально-экономическая стабильность казахстанского общества, которое выдержало нелегкий период системного кризиса, охватившего, в той или иной мере, все страны постсоветского пространства.
По прошествии десяти лет можно говорить о том, что Казахстан сумел последовательно продвинуться по пути реформ в области экономики и социального развития, существенно повысить стандарты жизни своих граждан. Благодаря реализации комплекса задач, страна добилась внутренней стабильности, обеспечила надежность социальной базы развития, создала наиболее эффективную в регионе экономику.
Выполняя важные функции по обеспечению геополитической стабильности и международной безопасности в регионе, сегодняшний Казахстан позиционирует себя в качестве полноправного и ответственного члена международного сообщества. Все эти позитивные перемены делают необходимым более детальное комментирование основных позиций, прозвучавших в недавнем Послании президента Н.Назарбаева народу Казахстана.
Последовательное выполнение первых этапов Стратегии «Казахстан — 2030» обеспечило всестороннее ускорение модернизации страны, что позволяет на нынешнем этапе развития форсировать темпы развития тех секторов, где наметились позитивные перемены, а также совершенствовать всю систему экономики и социальной жизни.
Реализация поставленных задач создала неплохие предпосылки для того, чтобы казахстанские товары и услуги могли бы уже в ближайшие годы выйти на уровень передовых международных стандартов, актуализировав тем самым амбициозный проект ускоренного продвижения Казахстана в чило пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
В Послании президента казахстанского главы государства прозвучала программа из десяти основных позиций, суть которых сводится к обеспечению и поддержке устойчивого развития конкурентоспособной экономики и ее управлению с учетом тенденций мирового хозяйствования и конъюктуры внешних рынков. Для этого в секторах экономики, где сохранятся естественные монополии, ставится задача по тарифному и техническому регулированию с помощью отраслевых программ. Это, в свою очередь, будет способствовать активизации функций фондового рынка, развитие которого невозможно без привлечения широких слоев населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги, совершенствованию накопительной пенсионной системы, созданию новых рабочих мест.
В контексте новых задач правительству Казахстана поручается проработать вопрос и начать ускоренное строительство жилья для работников бюджетной сферы через систему жилстройсбережений для всех групп населения.
Следует отметить, что особенностями «казахстанского пути развития» являются сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидация основных политических сил.
В целом, в предстоящий период политических реформ в стране намечается осуществить основные мероприятия по следующим направлениям:
— усилить полномочия парламента в формировании Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и, в целом, по широкому кругу вопросов, связанных с ужесточением контроля за исполнением бюджета, а также в вопросах формирования правительства;
— наметить меры, направленные на повышение роли политических партий за счет расширения полномочий партийных фракций и их финансирование из республиканского бюджета;
— усовершенствовать судебно- правовую систему, в которой, планируется введение судов присяжных, а судам передать санкции ареста;
— повысить роль местных органов управления для создания предпосылок развития основ местного самоуправления.
Главная цель политических преобразований, которая декларируется в документе, состоит в формировании такой модели власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы граждан.
Одной из базовых позиций в понимании соотношения власти и демократии в «казахстанской модели» выступает то, что сильная государственная власть и демократия не являются антиподами, а соотносятся через неукоснительное соблюдение законности. Составляющими этой модели выступают:
— ускоренное проведение административной реформы в направлении реализации принципов корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу;
— продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в Центральноазиатском регионе и на мировой арене.
Сегодняшний Казахстан сотрудничает со странами международного сообщества в решении широкого круга актуальных проблем, в первую очередь, в энергообеспечении, в решении жизненно важных социально- экономических вопросов, в борьбе с терроризмом, наркотрафиком, эпидемиями, экологическими и техногенными бедствиями.
Для решения поставленных в Послании стратегических планов по интеграции Казахстана в мировую экономику, правительству поручается выполнить 30 важнейших направлений внутренней и внешней политики страны, потенциал которых направлен на обеспечение оптимальной организации работы всех сегментов экономики и социальной жизни страны при условии сбалансированной координации действий всех ветвей власти, бизнес-сообщества, академической и прикладной науки, неправительственных организаций, СМИ и казахстанского социума.
В соответствии с концепцией документа, все перечисленные меры должны выполнять функции эффективных механизмов для реализации широкого спектра задач по производственно-экономической и социальной модернизации казахстанского общества.
Комментируя Послание президента Казахстана с точки зрения практикующего юриста, я ни в коей мере не претендую на обобщения, выходящие за пределы моей профессиональной компетенции, и допускаю, что мнения и оценки политологов относительно програмного документа могут иметь совсем иной характер. Возможно, даже диаметрально противоположный. И это закономерно, поскольку реальные условия, в которых живет казахстанское общество, существенно отличаются от условий других стран. Но различие оценок только подтверждает положение о том, что универсальных моделей политико-правового и социально-политического развития не существует.
С другой стороны необходимо учесть и то, что постсоветские страны объединяет, прежде всего, транзисторная фаза развития, требующая мобилизации и консолидации власти и наиболее активных групп социума и политикума в модернизации многоуровневой политической и социально-экономической конструкции своего жизненного пространства.
Судя по позитивным результатам последнего десятилетия, Казахстан нашел оптимальный алгоритм своего развития и, последовательно осуществляя системные реформы, решает достаточно сложные задачи по модернизации национальной экономики и повышению благосостояния своих граждан. Последнее обстоятельство может выступить позитивным примером для многих постсоветских стран, находящихся в поисках оптимальной модели развития. Модели, подтверждающей конкурентноспособность в глобализирующемся пространстве динамично меняющегося мира, реальность которого несет в своем содержании новые вызовы.