Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киев показал Москве характер. Надолго ли?

27 апреля, 2002 - 00:00

Три заявления министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко на пресс-конференции по поводу встречи Совета министров стран-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества прозвучали более чем симптоматично. Во-первых, министр Зленко заявил, что Украина не будет вступать в Евразийское экономическое сообщество, потому что ни одна страна не может быть одновременно в нескольких таможенных союзах. Министр Зленко говорил и о том, что будущая демаркация украинско-российской границы — это нормальный процесс, которого не следует бояться. Обращает на себя внимание и заявление о том, что Украина рассмотрит вопрос о возможности отправки своих миротворцев в зону грузинско-абхазского конфликта. Речь идет, таким образом, уже о позиции, высказывать которую официальный Киев почему-то очень боялся накануне парламентских выборов.

«Украина выбрала свой союз — Европейский», — сказал министр Зленко. Он подтвердил, что полностью поддерживает слова госсекретаря МИД Украины Александра Чалого по поводу невозможности одновременного вступления в ЕС и ЕврАзЭС, вызвавшие довольно недипломатичное заявление по этому поводу посла России в Украине Виктора Черномырдина. Зленко и раньше советовал не спешить с выводами после того, как сначала в Одессе президенты Украины, России и Молдовы подписали совместное заявление, в котором говорилось, что полноправное участие этих стран в деятельности ЕврАзЭС способствовало бы экономическому развитию Украины и Молдовы, функционированию зоны свободной торговли, повышению благосостояния народов этих государств, а потом Украине посоветовал вступить в Евразийское сообщество премьер-министр России Касьянов. Он оценил вступление Украины в $170 млн., которые Россия потеряет, отменив в этом случае пошлину на экспорт нефти, но сказал, что «евразийство» Украины было бы очень выгодным в геополитическом плане. Премьер- министр Украины Анатолий Кинах сразу после возвращения из Москвы сказал, что Украина примет окончательное решение по этому вопросу, руководствуясь своими национальными интересами. О документе, подписанном президентами в Одессе, дипломатические источники говорят, что нужно учитывать «обстоятельства», и что готовился он не в Киеве, и не в Кишиневе, и не в Одессе. Что касается цены вступления Украины в ЕврАзЭС — то, по утверждению этих же источников, еще зимой Украина в Москве «оценивалась» по крайней мере, втрое дороже. Выводы можно делать самим.

Что касается украинско-российской границы — то просьбе Зленко «не бояться» предшествовало заявление первого заместителя министра иностранных дел России Лощинина, который назвал демаркацию созданием сети частоколов и ограждений. В комментарии заместителя госсекретаря МИД Украины Владимира Ельченко, переданном в интернет-издание «Форум», говорится, что Украина удивлена высказыванием российского дипломата, и, что по мнению Ельченко, это — неудачная метафора, которая не находит поддержки в современном международном праве. Министр Зленко, как и его подчиненный Ельченко, подтвердил, что Украина в процессе построения государственной границы будет исходить из международных стандартов, обратил внимание на то, что между странами-членами ЕС границы также делимитированы и демаркированы, что не мешает свободному передвижению граждан, и сказал, что правила игры (создание благоприятного режима пересечения границ, но при условии их демаркации) в вопросе демаркации украинско-российской границы должны быть приняты и будут приняты. Проблема границ оставалась одной из самых уязвимых в украинско-российских отношениях, об нее уже «спотыкались» практически все министры иностранных дел. Москва сначала не желала начинать процесс делимитации границ, сейчас нет продвижения в делимитации морских границ, и наиболее категорично в России выступают против демаркации (обозначение на местности) линии границ. По словам Зленко можно понять, что Украина решила проявить принципиальность и играть по собственным правилам. Вопрос только в том, насколько этой принципиальности может хватить, и где ее пределы.

Принципиальность, очевидно, демонстрируется и в вопросе возможной поддержки Грузии в проблеме замены российского миротворческого контингента в зоне грузинско-абхазского конфликта контингентом из стран СНГ, что также весьма негативно воспринимается в Москве. До сих пор Киев не высказывал четкой позиции по этому вопросу, уверяя в то же время Тбилиси в своей поддержке. Зленко при рассмотрении этого вопроса также пообещал, что в случае, если поступит просьба грузинской стороны о направлении украинских миротворцев, она будет рассмотрена «в духе наших дружеских отношений», и Украина будет руководствоваться теми процедурами, которые сложились на сегодняшний день.

Принципиальность была бы очень неплохой вещью. Если бы она сочеталась с последовательностью, если бы, в частности, своевременно было адекватно оценены недипломатичные заявления вполне официальных лиц России накануне выборов, если бы не создавалось впечатление, что у каждого украинского руководителя — своя собственная внешняя политика. Если бы не возникал вопрос — какое и чье следующее заявление «будет разъяснять» МИД — особенно в том, что касается «евразийства» и отношений с Россией. И «вечный вопрос» — на самом ли деле Украина сможет играть свою собственную, четкую и последовательную игру.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ