Вступление Китая во Всемирную торговую организацию может лишь подчеркнуть значение этой страны для мировой экономики, особенно в эпоху глобализации. В то же время Китай может стать чрезвычайно важным рынком и для Украины, которая, располагая технологиями мирового уровня, имеет проблемы с их внедрением. О двустороннем сотрудничестве шла речь и на вчерашней встрече спикера ВР Ивана Плюща с послом КНР в Украине Ли Гобаном. Днями подписано соглашение об украинско-китайском сотрудничестве в космической отрасли, которое может стать одним из первых шагов.
Китайская извилистая дорога на пути членства в Всемирную торговую организацию (ВТО) приближается к концу. Однако прежде, чем Китай присоединится, с группой членов ВТО, действующих от лица этой организации, нужно будет обсудить окончательные условия такого вступления и зафиксировать их в формальном соглашении, Протоколе вступления. Пришло время заниматься крупными юридическими вопросами, которые прежде отодвигались в сторону.
Когда Китай вступит во ВТО, он присоединится (как все другие государства-члены) к политике и практике, которые зафиксированы в Генеральном соглашении по Тарифам и торговле (GATT), согласно ему и осуществляется торговля между странами-участницами ВТО. Продолжительные переговоры Китая с Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом посвящались преимущественно нескончаемым экономическим вопросам, таким, как понижение тарифов, отмене квот на экспорт в Китай, открытие рынка КНР для ключевых имортируемых товаров, ввоз которых до настоящего времени был ограничен или запрещен, разрешение иностранного инвестирования в промышленные отрасли, такие, как телекоммуникации.
Эти двусторонние переговоры принесут выгоду и другим государствам-членам ВТО, так как членство во ВТО обяжет Китай относиться ко всем государствам- членам одинаково. Но, тем не менее, слишком небольшое внимание уделялось другим вопросам, которые также окажут влияние на все государства-члены ВТО, а именно мерам, которые Китай должен предпринять для повышения законодательного уровня, чтобы отвечать стандартам, установленным ВТО.
Проект Протокола вступления — после годов переговоров, но еще не окончательный вариант — содержит условия, которые могут изменить китайское законодательство и ускорить построение правовой системы, процесса, который начался всего 20 лет назад, когда Ден Сяопин начал проведение экономических реформ в КНР. Пекин уже согласился продвинуться по направлению к соответствующим стандартам ВТО, таким как Статья X GATT, которая обязывает государства-члены применять торговое законодательство «в единообразном, справедливом и разумном порядке».
В Китае, однако, подобная единообразность на сегодняшний день недостижима, из-за того, что местные власти часто отклоняются от политики центрального правительства. Китайские суды и зарплаты судей финансируются не из Пекина, а местными властями, так что судьи и суды становятся им обязанными. Справедливость и разумность также весьма отдаленные цели, так как среди местных и центральных законодательных институтов Китая царит полный беспорядок.
Проект Протокола содержит строки, по которым Китай соглашается установить независимые «трибуналы и процедуры для скорого анализа всех споров, относящихся к применению законов, постановлений, юридических решений и административных указаний общего употребления». Китай не может отвечать и данному стандарту. Китайские законы ограничивают типы бюрократических действий, которые могут быть оспорены в суде, такие как злоупотребление полномочиями. Также китайские законы ограничивают оспаривание бюрократических действий прежде, чем они начинают применяться на практике. Хотя предпринимаются усилия по разработке законодательства, реформирующего административное право, эти разработки вряд ли будут приняты в ближайшие годы.
Эти вопросы имеют огромное практическое значение для компаний, осуществляющих деятельность совместно с Китаем. Если эти изменения не произойдут, как бизнесмены смогут оценить правомерность действий китайских властей, таких как наложение штрафов или наказаний, отказ от подписания контракта или выставление условий для получения одобрения контракта?
Даже если текст Протокола будет отточен прежде, чем Китай вступит в ВТО, торговые партнеры Китая должны придерживаться реалистических взглядов и ожиданий в отношении ограниченных результатов, которых может достичь Китай, даже если реформы будут энергичными и искренними. Правовая традиция Китая очень отличается от западной, и десятилетия маоистского правления перед началом эры Дена, сделали невозможным быстрое изменение китайских правовых институтов. Последствия этого могут быть очень суровыми. Неспособность Китая соответствовать стандартам GATT может стать катализатором любого числа споров, достаточного для того, чтобы перегрузить процесс разрешения споров во ВТО, и процесс принятия решений и их реализации может стать очень длительным.
Что должно быть сделано? Торговые партнеры Китая и иностанные неправительственные организации могут оказать Китаю необходимое содействие, поддерживая программы, которые направлены на улучшение китайской правовой системы. Европейский Союз, Канада и Банк развития стран Азии уже принимают участие в таких начинаниях. Несмотря на последний отказ Американского Конгресса финансировать программы, продвигающие правило закона в Китае, недавнее законодательство США санкционирует скромные усилия по обеспечению содействия выполнению Китаем своих обязательств в качестве члена ВТО.
Заявка Китая на вступление во ВТО является еще одной стадией участия страны в международном сообществе. Это не должно быть встречено эйфорией, так как китайские рынки не откроются по волшебству и китайское правление не изменится в одночасье. Успешные перемены требуют четких ожиданий и больших усилий со всех сторон.
P.S. Стэнли Любман является старшим научным сотрудником и преподавателем Стэнфордской Школы права. Он mакже автор книги «Птица в клетке: Правовая реформа в Китае после Мао» (Stanford University Press, 1999).