Вчера Китай вошел в клуб мировых космических держав. 15 октября в 4 часа утра по киевскому времени с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби стартовала ракета-носитель «Великий поход-2F», которая вывела на орбиту космический корабль «Шеньчжоу-5» с первым тайконавтом на борту. «Китайским Гагариным» стал один из лучших летчиков-истребителей Китая 38-летний подполковник Ян Ливэй. «Священный челн» должен сделать 14 витков вокруг Земли и через 21 час полета совершить посадку. Для всей страны и правительства запуск в космос корабля с человеком на борту — событие, имеющее огромное патриотическое значение. Глава КНР Ху Цзиньтао, по сообщению агентства Синьхуа, назвал полет первого китайского космонавта большой победой и заявил, что это — «исторический шаг китайского народа на вершину мировой науки и технологии».
Подготовка к полету велась в режиме секретности. Из опасений неудачи даже была отменена прямая телевизионная трансляция. Имя первого китайского космонавта и дата старта были названы только во вторник. Насчет количественного состава экипажа также существовали разные прогнозы, но, похоже, высшее политическое руководство решило, что герой должен быть один.
Китайская космическая программа начала развиваться еще в 60- х годах ХХ века. Проект пилотируемого корабля разрабатывался с 1970 года, а в 1980 состоялся успешный запуск беспилотного варианта. Затем на несколько лет исследования были свернуты. В 1994 году Китай приобрел технологии производства российских «Союзов», стыковочных узлов и скафандров, которые затем были значительно усовершенствованы. Действительно, «Шеньчжоу» внешне весьма напоминает российский «Союз», но китайцы подчеркивают, что все оборудование, аппаратуру и технологии они полностью разработали сами. Нынешнему старту предшествовали четыре удачных запуска в беспилотном варианте с животными и манекенами на борту. В 1996 году два китайских летчика обучались в российском Центре подготовки космонавтов, однако в космос полетел другой пилот. Таким образом, запуск человека в космос был произведен исключительно собственными силами Китая. Кстати, корабль может работать как небольшая орбитальная станция. А американский астронавт Баз Олдрин уже предложил НАСА использовать «Шеньчжоу» в качестве «спасательной шлюпки» для МКС.
Полет Ян Ливэя выводит Китай в число мировых технологических лидеров. В ближайших планах — создание орбитальной станции, выход в открытый космос, полет к Луне автоматической станции. Через несколько лет после этого китайцы собираются высадиться на Луну и создать там постоянную базу. В данный момент бесспорным лидером в исследованиях космоса являются США. Однако, если Китай реализует свои амбициозные планы, то, похоже, американцам придется потесниться.