Лидерам украинской оппозиции Виталию Кличко и Арсению Яценюку удалось добиться того, о чем мечтает Президент Украины Виктор Янукович — встречи с немецким канцлером Ангелой Меркель в ее канцелярии. Другой вопрос, насколько эта встреча может помочь разрешить жесткое противостояние между властью и оппозицией, которое длится в Украине с 30 ноября.
Как сообщил «Дню» источник, близкий к участникам встречи, «немецкая сторона (канцлер, МИД) продемонстрировала хорошую осведомленность со всеми аспектами ситуации в Украине, включая имеющиеся риски. Она выразила готовность к последовательному содействию в поисках путей выхода из кризиса и обеспечения соблюдения в Украине демократических принципов, рассматривая при этом возможность использования всего арсенала рычагов влияния».
Один из участников этой встречи лидер «УДАРа» Виталий Кличко на переговорах с Меркель настаивал на введении санкций по отношению правительства Украины. Сделать возможными шаги к компромиссу в Украине реально, «если показать Януковичу и его окружению перспективу мер по борьбе с отмыванием грязных денег», заявил он журналистам после переговоров с канцлером.
Тем временем лидер фракции «Батьківщина» Арсений Яценюк сообщил о готовности Запада предоставить новому украинскому правительству соответствующую поддержку.
«День» обратился к политологу, члену Германо-украинского форума Александеру РАРУ, чтобы он прокомментировал результаты встречи лидеров украинской оппозиции с канцлером Германии.
— В Германии очень ответственная позиция в отношении Украины. Немецкое руководство приветствует перемирие и стабильность внутри Украины. Поэтому госпожа Меркель, насколько я наблюдал за тем, что происходило, вела себя очень естественно. Она дала понять, что очень рада встречи с лидерами оппозиции — Кличко и Яценюком. Она хотела выслушать их, чтобы понять, как они видят развитее будущего Украины, что они могут предложить и смогут ли взять на себя ответственность за судьбу страны. В тоже время она высказалась против каких-либо экстренных санкций против Януковича, каких-то ограничений, чтобы дальше стабилизировать ситуацию. То есть немцы видят выход из положения на пути какого-то компромисса, в каких-то договоренностях, которые должны состояться между властью и оппозицией. С тем, чтобы уже потом общими силами выходить на демократические и свободные выборы, которые честным и абсолютно легальным, в рамках правовой системы Украины, путем (конечно, при помощи Совета Европы и ОБСЕ) решат будущее страны. А свободные выборы уже не за горами.
По поводу денег — отдельный вопрос. Я думаю, что в Европе их нет в таких масштабах, которые просит Украина, в том числе Яценюк для нового оппозиционного правительства. МВФ был создан в свое время для того, чтобы в таких ситуациях помогать. И он будет давать деньги, как он давал правительству Тимошенко, только тогда, когда будут выполнены требования Запада. Об этом было немного сказано, но немецкое правительство не могло дать прямых обещаний, что сейчас вместо российских денег в Украину «поплывут» западные деньги.
— Сегодня Кличко заявил в Верховной Раде о готовности оппозиции сформировать новое правительство. Означает ли это, что оппозиция может заручиться абсолютной поддержкой Германии?
— Все заинтересованы в том, чтобы Украина была стабильной, чтобы в Украине не случилось то, что произошло в Югославии 20 лет тому назад. Это абсолютно не означает, что Германия будет поддерживать отдельных личностей. Конечно, Кличко и Яценюк должны доказать способность «взять правительство». Если у них будет дееспособная программа, доверие народа и, действительно, большинство украинцев будут поддерживать это правительство, тогда поддержка Германии будет. Без участия в процессе стабилизации других сил, того же Януковича, который по-прежнему остается избранным президентом до новых президентских выборов, а также олигархов, которые, как мы все знаем, имеют ключевое влияние в Украине, как полагают в Германии, стабилизировать ситуацию в Украине будет почти невозможно. Поэтому требование оппозиции — дайте нам правительство, устраним Януковича, чтобы тот вообще не имел никакой власти, отойдем от России, подпишем ассоциацию с ЕС и будем жить на западные деньги — красивое идеалистическое представление, но, очень наивное. Как мы знаем, ситуация гораздо сложнее. Нет ответа на многие вопросы, которые задает Восточная Украина, чья промышленность ориентирована на Россию и страны СНГ. Поэтому европейцы должны провести большую подготовительная работу с россиянами и договориться с ними, чтобы Украина снова не была поставлена перед выбором — или Запад, или Россия, а обе стороны и Украина начали плодотворное сотрудничество. Это не идеальное представление, но достаточно реальное.
— Многие эксперты не исключают, что украинские власти могут ввести чрезвычайное положение в Украине, по крайней мере, в Киеве. Если это произойдет, то какой реакции ожидать от Берлина? (Разговор состоялся до того, как произошли новые столкновения между демонстрантами и правоохранителями в центре Киева возле Верховной Рады. — Ред.)
— Действительно, в Украине много попыток как спровоцировать ситуацию, так и успокоить. Если немецкое правительство и промышленность могут повлиять на то, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, чтобы не было введено чрезвычайное положение, чтобы демонстрации проходили мирно и власть не использовала силы против мирных демонстрантов, то они будут это делать.
КОММЕНТАРИЙ
Райнхард ФЕЗЕР, политический редактор газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung:
— Визит украинских оппозиционеров затмил кризис во вновь сформированной немецкой коалиции, в результате чего на прошлой неделе министр сельского хозяйства Германии вынужден был подать в отставку. Поэтому этот визит не получил широкого освещения, как могло бы быть в другом случае. Общая линия комментариев немецких медиа заключается в следующем: неплохо, что Германия волнуется об Украине, но возникают некоторые вопросы: хорошо ли поддерживать определенные политические силы и политических лидеров. Речь идет главным образом о Кличко, который в Германии стал лицом украинской оппозиции: его знают здесь, многим людям нравится то, что он достаточно хорошо разговаривает на немецком языке. И именно поэтому новости на телевидении и радио были сосредоточены на нем.