Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Компьютерное разделение

31 января, 2001 - 00:00


В мире происходит глобальное разделение по принципу «есть компьютер или нет». Назовем это компьютерным разделением. Несколько месяцев назад на саммите, проходившем на Окинаве, ведущие мировые промышленные страны организовали Оперативную группу по компьютерным возможностям (ОГКВ) для передачи информации и технологий в сфере коммуникаций бедным странам. Но действительно ли так легко передать компьютерные технологии? Более того, будут ли правительства в бедных и посткоммунистических странах полагаться на предположительно волшебную силу компьютеров и оправдывать тем самым отсутствие последовательных стратегий роста?

Говорят, что пока развивающиеся и посткоммунистические страны не подхватят компьютерную «революцию», их экономики будут еще больше отставать. В действительности, интеграция в мировую экономику дает наилучшие надежды на рост. Но всемирная интеграция не может быть достигнута только за счет информационных технологий. В самом деле, мнение Билла Гейтса из Microsoft состоит в том, что бедным странам необходимы здравые стратегии развития, а не просто большой скачок в кибернетическое пространство.

Ведь бедность, недоразвитость и недостаточное развитие являются результатами макроэкономической политики в области промышленности, перекошенного распределения доходов и ошибочной рыночной инфраструктуры. Из всех вышеперечисленных позиций, информационные технологии могут оказать положительный эффект только на рыночную инфраструктуру.

Без сомнения, компьютерное разделение исключает из сегодняшней компьютерной революции большинство мирового населения по возрасту, доходу и месту жительства. Для того, чтобы получать пользу от Информационных и компьютерных технологий (ИКТ), любая экономика требует, в дополнение к сложной телекоммуникационной инфраструктуре, наличия базовых достижений в распространении начальной грамотности и среднего технического образования. Это так называемые предварительные условия для успешного трансфера технологии. Либеральный регулирующий режим также способствует успеху. Итак, ясно, что инициатива ОГКВ не является исключительным единственным инструментом развития. Правительства также должны действовать.

К сожалению, действия правительств обычно больше препятствуют, чем помогают. Некоторые развивающиеся и посткоммунистические страны осуществляют цензуру над Интернетом посредством дополнительного налогообложения и/или ограничения доступа. Таким образом, когда международные организации делают инвестиции в компьютеры в развивающихся странах, они должны идентифицировать препятствия распространению ИКТ, создаваемые правительствами, а также затраты для преодоления этих препятствий. Более того, трансфер технологий не бесплатный. Технические знания, необходимые для запуска ИКТ, будут передаваться инвесторами только в том случае, если затраты будут возмещены. Пока еще, даже если правительства все делают правильно, прибыль от ИКТ для стран с низким доходом ограничена и сложно предсказуема.

Сейчас экспорт информационных технологий предлагает в основном обещания. «Хай-тек» обеспечивает 28% регионального экспорта Восточной Азии и тихоокеанских стран. Средний уровень экспорта для всей Южной Азии составляет 4%, на Индию приходится самая большая доля — 10%. Экспорт программного обеспечения Индии, в самом деле, превысил $4 миллиона в 2000 году, что составило около 9% всего экспорта Индии. В Латинской Америке и Карибских островах экспорт информационных технологий насчитывает до 12% всего промышленного экспорта. В результате экспорта микрочипов (составившего 38% всего экспорта), экономический рост Коста- Рики достиг в 1999 году 8,3%, что является самым высоким показателем в Латинской Америке.

Внутренний спрос в развивающихся посткоммунистических странах сильно отстает, так как люди обычно слишком бедны, чтобы приобретать товары и услуги информационных технологий. Сдержанный спрос в значительной степени является результатом того, что бизнес в бедных странах нуждается в этих технологиях, только если в компании имеются образованные кадры, которых в фирмах бедных стран либо нет, либо они не нужны.

Чтобы все это изменить, необходимо изменить финансирование образования. В странах с высоким доходом общественные затраты на обучение достигли в 1997 году 5,4% ВНП, в странах среднего дохода этот показатель составил 4,8%, а в странах с низким доходом он равнялся всего 3,3%, в Мали — 2,2%. Индия, которая тратит на образование 3,2% ВНП, ранжируется ниже, чем средний показатель по Африке, лежащей ниже Сахары. Более того, общественные затраты на обучение часто регрессивны. В Непале самая богатая часть населения получает в четыре раза больше, чем составляют общественные затраты на обучение беднейшей части населения.

Недостаточные навыки, включая грамотность, а также неразвитая инфраструктура могут отбросить революцию информационных технологий назад. Уровень грамотности составляет в Центральной Африканской Республике 68%, в Индии — 57%, в Южной Африканской Республике — 16%. В Африке число телефонных линий — 14 миллионов — вряд ли может сравниваться с количеством телефонных линий в любом из крупных городов мира. Интернет не может быть для вас полезным, если к нему нельзя подключиться он-лайн. Для обеспечения позитивных результатов от инвестиций в ИКТ политики должны сфокусировать внимание на интегрированном развитии, телекоммуникационной инфраструктуре и образовании как основе для постепенного трансфера технологий.

Законы о частной собственности, налогообложение и открытость так же важны для развития Интернета, как и для любого другого аспекта развития. Институциональные и политические просчеты ограничат возможность развивающихся стран получить прибыль от инвестиций в технологии в том же размере, как и развитые страны, даже при обеспечении компьютерами в действительно оптимальном количестве.

Поскольку точных данных пока нет, слишком рано говорить о том, что эти затруднения являются ограничивающими факторами. Но ясно, что информационные технологии принесут прибыль только при следовании основательным стратегиям развития. Неудача других «волшебных пилюль» для развития должна заставить каждого задуматься перед тем, как возлагать безграничные надежды на то, что может дать Интернет.

Бриджит Гранвилль — руководитель Международной экономической программы Королевского института международных отношений в Лондоне; Кэрол Скотт Леонард — сотрудник Международной экономической программы Королевского института международных отношений.

Бриджит ГРАНВИЛЛЬ, Кэрол Скотт ЛЕОНАРД, Лондон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ