Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Константин ГРИЩЕНКО — о новом формате взаимодействия с бизнесом

8 ноября, 2011 - 20:18

Что делают в МИД для продвижения украинского бизнеса за рубежом? Какую роль в этом играет Совет экспортеров при внешнеполитическом ведомстве, который на прошлой неделе провел второе в этом году совещание? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью министра иностранных дел Украины Константина ГРИЩЕНКО.

— Министерство иностранных дел сегодня предпринимает целый комплекс мер по усилению внешнеэкономического направления деятельности. Такую цель перед Министерством поставил Президент Украины Виктор Янукович. Как вы понимаете, задача стоит амбициозная. Особенно, если учитывать, что раньше на этом направлении Министерством многие годы не велась системная работа. Да и достаточных для этого полномочий не было.

Ситуация изменилась, когда Президент своим указом четко обусловил то, что развитие внешнеэкономических связей входит в сферу ответственности МИД. Помогать нашим предприятиям за рубежом, искать потенциальных инвесторов, презентовать в международных СМИ потенциал отраслей и регионов — все это сейчас такие же прямые обязанности дипломатов, как, например, обеспечение успеха евроинтеграции или работа с диаспорой. Торгово-экономические миссии (ТЭМ), которые ранее были в путавшем всех двойном подчинении МИД и Министерства экономики, отныне преобразованы в соответствующие экономические отделы в составе наших посольств и подчинены напрямую внешнеполитическому ведомству.

Таким образом, сегодня мы имеем весь набор инструментов для осуществления поставленных задач. Во внешнеэкономическом направлении мы сегодня несколько сдвинули акценты: курс взят на новые рынки, на новые регионы, которым уделялось недостаточно внимания в последние годы, — страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Азии.

— Но ведь и раньше, при министре Зленко, поднимался вопрос экономизации внешней политики...

— С большим уважением отношусь к тому, что удавалось достигать в области экономической дипломатии в предыдущие годы. Но тогда это в основном была точечная работа. Например, с послов никогда всерьез не спрашивали за объем товарооборота или число найденных для украинских предпринимателей бизнес-партнеров. Сейчас подход иной. На прошлогоднем совещании послов Президент четко сказал, что успехи в развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества будут ключевым критерием при оценке качества работы руководителей зарубежных дипломатических представительств.

Сегодня в министерство пришла команда, которая детально изучила, что собственно делается на внешнеэкономическом направлении. Мы поняли, что нам не хватает системности. Работа «наскоками», в авральном режиме, под тот или иной визит приводила, как правило, к таким же результатам. И, главное, у нас есть понимание того, что во внешнеэкономической сфере просто бессмысленно работать автономно от бизнеса. Именно украинские деловые круги должны определять, что и как они хотят получать от государственной экономической дипломатии. Мы осознали необходимость наличия эффективной площадки для постоянного взаимодействия с бизнесом. Такой площадкой стал Совет экспортеров при МИД Украины. 15 марта с.г. я подписал соответствующий приказ о его создании, а 17 мая мы провели уже первое его заседание.

— И в чем заключается роль этого органа?

— В первую очередь — в устранении искусственных барьеров между предпринимателями и руководящим составом МИД, нашими послами в зарубежных странах. Я лично возглавляю совет, и любое обращение предприятия о помощи в работе на мировых рынках ложится ко мне на стол в течение дня. А если меня нет, ситуацию разрешает мой заместитель. Фактически в течение двух дней обращение предприятия, с соответствующими нашими указаниями, попадает к послу в той стране, где на месте необходимо решать ту или иную проблему.

Сегодня работа Совета выстроена в соответствии со стандартами западных дипломатических ведомств. Мы не пошли по пути созыва 50 —60 руководителей предприятий из разных отраслей с несовпадающими проблемами, а сфокусировались на конкретных направлениях.

17 мая мы собрали гендиректоров крупнейших машиностроительных предприятий Украины, таких как: «Турбоатом», «Мотор-Сич», «Заря-Машпроект», «АвтоКрАЗ» и др. Почему начали именно с них? Уверен, именно через поощрение экспорта высокотехнологической, наукоемкой продукции лежит путь к успешной модернизации Украины. По целому ряду направлениий мы остаемся в числе технологических лидеров, а такая страна, как Украина, не может быть влиятельным государством без сохранения и развития своей индустриальной базы. Но мы будем поддерживать и другие сектора экономики, делающие все больший вклад в национальный ВВП. В ближайших планах проведение заседаний Совета с участием ведущих агропромышленных корпораций и IT-компаний.

— И вы можете уже похвастаться какими-то достижениями по работе с экспортерами?

— Первые результаты мы уже получили. И они показали, что такой формат общения абсолютно правильный. За пять месяцев с момента проведения первого заседания к нам поступило более тридцати обращений от предприятий. Они все отработаны. В результате, десять предприятий машиностроения сегодня активно ведут переговоры по вхождению на рынки двенадцати стран — например, Латинской Америки (в частности, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы), Персидского залива (Кувейт, Катар, ОАЭ).

В прошлый понедельник мы провели второе заседание Совета экспортеров. Решили на этот раз собрать руководителей крупнейших финансово-промышленных групп страны. В результате приехали топ-менеджеры тринадцати компаний, с которыми подписали Меморандум о взаимопонимании. Речь идет о крупнейших ФПГ страны, которые, по нашим подсчетам, объединяют порядка двухсот компаний в разных отраслях.

— Почему было решено собрать на этот раз именно представителей финансово-промышленных групп?

— Потому что анализ, проведенный специалистами МИД, показал, что сегодня в Украине уже есть зрелые, мощные корпорации, которые имеют финансовый, кадровый и человеческий ресурс, чтобы выходить на внешние рынки, в том числе и в контексте приобретения новых активов. Мы выросли из коротких штанишек. Национальный капитал достаточно силен, чтобы конкурировать за привлекательные производственные и непромышленные активы в других странах и тем самым помогать укреплять позиции Украины на международной арене. Во всех ведущих странах крупный бизнес идет рука об руку с дипломатией, содействуя повышению влияния своих стран в тех государствах, куда приходят инвестиции. Так формируется платформа экономического патриотизма, которая способна консолидировать наше общество.

К тому же у большинства отечественных ФПГ очень мощный менеджмент, умеющий работать по современным западным стандартам ведения бизнеса. Поэтому мы делаем на них ставку и уверены, что они станут локомотивом усиления экономического присутствия на зарубежных рынках.

Уверен, что на заседании мы дали им достаточно «информации к размышлению», посмотрим, какой будет результат. Подписан Меморандум, определены направления деятельности — увеличение экспорта, совместный подход к выработке законодательных инициатив, привлечение крупных инвестиций с рынков капитала, в первую очередь, стран Персидского залива и Азии.

— Вы назвали успехом отработку вопроса выхода компаний на новые рынки сбыта...

— Да, считаю, что это неплохой результат как для начала. Но я хочу особенно подчеркнуть, что мы не собираемся вести переговоры за наши компаний. Это не наша функция. Все переговоры, активность компаний за рубежом, инициатива должны исходить непосредственно от них самих. Мы лишь создаем условия для того, чтобы им было легче продвигаться на внешние рынки. В области экономической дипломатии главную роль должны играть предприниматели. Мы же будем им во всем надежным помощником и, по возможности, защитником.

Одновременно мы всерьез взялись за образование дипломатических кадров в области взаимодействия с бизнесом. Невозможно эффективно помогать украинским компаниям, если не иметь представления об их проблемах и заботах, не осознавать того, чем живет бизнес. Из кабинетов МИД всего этого не видно. Поэтому 19 — 21 октября 25 сотрудников Министерства осуществили тур по предприятиям Сумской и Харьковской областей, ознакомились с крупными заводами, понюхали, как говорится, «пороху», и тем самым, сделали шаг навстречу пониманию реальных проблем и возможностей бизнеса.

— Наверное, за эти услуги надо брать проценты?

— Какой процент?! (Улыбается.) Это наша прямая задача, выписанная в соответствующих нормативных актах. За это украинские налогоплательщики, в том числе, те же национальные компании и платят нам зарплату через отчисления в бюджет.

— Не забудет ли МИД за сотрудничеством с мощными ФПГ с четко сформулированными запросами о менее масштабных компаниях в регионах?

— Бесспорно, мы не ограничиваемся лишь Советом экспортеров в вопросе привлечения иностранных инвестиций. По моей инициативе в мае этого года при министерстве была создана специальная Рабочая группа, которая объединила заместителей губернаторов, отвечающих за внешнеэкономическое направление и за привлечение инвестиций.

17 мая 2011 года состоялось первое ее заседание. В течение пяти часов представители регионов рассказывали мне о своих планах во внешнеэкономической сфере. И знаете, какой главный вывод я сделал после этой встречи?

— Какой?

— Сегодня, к сожалению, не все регионы Украины владеют необходимыми знаниями о стандартах оформления типичных экономических проектов для потенциальных зарубежных инвесторов, как в государственной, так и в частной сферах. Констатируется недостаточный уровень квалификации сотрудников соответствующих подразделений областных администраций, ответственных за привлечение инвестиций. В результате, когда я бываю за границей, во время встреч с потенциальными инвесторами, нередко приходится слышать о том, что украинцы не умеют упаковать в понятные и привлекательные для инвесторов проекты те огромные возможности для бизнеса, которые открываются в нашем сельском хозяйстве, добыче углеводородов, сфере туризма и много где еще.

Поэтому мы, вместе с компаниями Ernst&Young и PricewaterhouseCoopers, а также при участии сотрудников Европейского банка реконструкции и развития провели бесплатный тренинг, на котором рассказали, как готовить инвестиционные проекты, каким минимальным критериям они должны соответствовать. Кстати, это уникальное мероприятие. Ведь, не часто бывает, чтобы мировые компании-конкуренты бок о бок учили украинских чиновников, как надо готовить инвестиционные проекты.

— Но ведь за два дня людей нельзя научить тому, чему учат в институтах и компаниях годами...

— Нельзя, но мы показали, что должно быть в проектах, продемонстрировали четкий стандарт. Теперь, когда регионы будут готовить проекты, они будут понимать — что там должно быть. Более того, отныне, уверен, они будут помнить: если там не будет общепринятых для мирового бизнеса вещей, никто даже не обратит внимания на их труды.

Помимо этого направления мы также инициировали проведение презентации экономического потенциала украинских областей. Первой стала Житомирская область. В мероприятии приняли участие более 300 гостей, представители около 30 аккредитованных в Киеве посольств. Будем дальше развивать этот формат работы. А буквально на днях я побывал в Донецкой области, где посетил ряд предприятий-экспортеров и провел встречи с менеджментом ведущих, ориентированных на зарубежные рынки, производителей. Ранее я уже побывал во Львове и Одессе, где общался с местным бизнесом на предмет поддержки его международных проектов. Планирую все чаще посещать регионы. Как показал опыт, для успеха экономической дипломатии министру иностранных дел необходимо ездить не только за рубеж.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ