Так как лидеры стран еврозоны сталкиваются с растущей неопределенностью на финансовых рынках в вопросах, касающихся государственных бюджетов Греции и других стран еврозоны, их утверждения, хоть и несколько нечеткие, акцентируют внимание на более острой проблеме — проблеме, которая заставит фирмы и инвесторов подвергнуть сомнению их предположения по поводу экономической, финансовой и политической обстановки в Европе.
Давайте сначала освободимся от распространенного мифа. Неприятности Греции привели к тому, что некоторые стали во весь голос интересоваться, сможет ли еврозона пережить свой растущий внутренний дисбаланс. Но такие сомнения игнорируют политические и культурные факторы, которые подкрепляют глубокую европейскую приверженность к сохранению валютного союза.
Частично евро был создан для того, чтобы способствовать внутренней рыночной производительности и предотвратить нестабильность валюты. Но он был также продуктом глубоко укоренившегося убеждения европейцев, что транснациональные институты и экономическая взаимозависимость помогли установить и поддерживать мир на всем континенте в последние шесть десятилетий. В мире слабых международных финансовых организаций — включая Большую двадцатку, работе, которой мешает значительное расхождение мнений по базовым вопросам — сейчас более важно, чем когда-либо, чтобы правительства стран еврозоны помогали всем странам еврозоны в этой неопределенной, беспрецедентной, состязательной глобальной обстановке.
Для стран-участниц еврозона слишком важна, чтобы выйти из нее. Это означает, что решение многих проблем, с которыми они сейчас сталкиваются, потребует согласования вопросов сбора налогов и их распределения. Однако у разных правительств результаты будут сильно отличаться — это постоянно возникающая проблема за период многолетнего стремления Европы к стабильности внутренней валюты. Это расхождение в финансовой политике имеет несколько причин, и одно какое-либо потрясение не устранит его.
Понимание увеличившейся важности финансовой политики усложняется неразберихой относительно того, как различные правительства еврозоны в действительности принимают стратегические решения — процесс, который полагается на постоянно меняющуюся, сложную комбинацию непрозрачных ведомственных факторов и внутренней политической динамики, значительно отличающейся от страны к стране. В эру, когда прозрачность и открытость являются преобладающей нормой в большинстве аспектов европейского управления, методы фискальной политики все еще похожи на решение вопросов путем дипломатических переговоров, как это было примерно в 1815 году.
Это является новой реальностью Европы, а не кратковременной ошибкой при хорошем порядке. Компании и инвесторы, беззащитные перед риском в Европе, должны учитывать нестабильность в процентных ставках внутри еврозоны и перспективы нестабильного роста и инфляции. Конвергенция сумм государственного долга, которая подразумевается и требуется при создании общей валюты, не обязательно должна приносить доход.
Отсутствие стабильной структуры заставит инвесторов переосмыслить решения, связанные с размещением активов и ценой риска. Так как рынок облигаций начинает, наконец, оценивать с учетом более высокого риска в странах еврозоны, интеллектуальные обоснования идеи глобального разделения между облигациями развивающихся стран и развитых стран подвергнутся основательному испытанию.
Эти сдвиги будут постепенными, устойчивыми и менее предсказуемыми, чем предполагали инвесторы во время обманчивого спокойствия первого десятилетия евро, когда создание валютного союза, а также расширение и либерализация ЕС, казалось, позволили создать стабильную и благоприятную среду.
Наконец, большие и длительные сдвиги в политике не будут ограничены странами, которые испытывают в данный момент финансовые неприятности. Немецкая фискальная политика смогла бы вскоре отличаться от того бездефицитного состояния, которое преобладало во время большой коалиции, правившей с 2005 по 2009 годы. За этот период сторонники, ратующие за снижение дефицита, внутри как социал-демократов, так и христианских демократов, объединились, чтобы противостоять давлению других фракций внутри соответствующих партий, с целью изменить политику.
Такой структуры больше не существует. Сегодня правые хотят снижения налогов, а левые, которые сейчас реформируются, могут потребовать больших затрат. Никто не верит, что в Германии существует риск дефолта, но инвесторы не замечают такого рода политических сдвигов, подвергаясь при этом риску. В конце концов, существенные изменения в направлении политики внутри самых больших экономик еврозоны могли бы иметь намного большее влияние на валютный союз, чем события в Греции.
При условии сохранения внутреннего конфликта по поводу сбора налогов и их распределения, возможно, именно Германия, а не Греция станет первой страной еврозоны, которая увидит падение правительства.
Ян БРЕММЕР — президент консалтинговой компании Eurasia Group и автор выходящей в печать книги «Конец свободного рынка: кто победит в войне государств и корпораций?»