Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кризис за пять минут до «Европы»

4 марта, 2003 - 00:00

Просуществовавшая 16 месяцев польская правительственная коалиция, которая провела окончательные переговоры о вступлении страны в Европейский Союз и смогла при этом добиться некоторого смягчения отношения к «новобранцам» со стороны «старых» членов ЕС, в субботу прекратила свое существование. Официальным поводом к правительственному кризису стало то, что младший партнер — ПСЛ (Польская народная партия, Polskie Stronnictwo Ludowe) не поддержала правительственные планы введения дорожного налога как части реформы государственной финансовой системы. Из-за отсутствия согласия премьер-министр Лешек Миллер попросил в субботу представителей ПСЛ в правительстве — вице-премьера, министра сельского хозяйства Ярослава Калиновского и министра экологии Станислава Желиховского покинуть правительство. Правительство Миллера, таким образом, превратилось в правительство меньшинства, поскольку его Союз Левицы демократической (СЛД) в коалиции с Унией Труда имеют, по результатам последних выборов, 212 мест из 260 в Сейме. Оценки ситуации в самой Польше расходятся: одни отмечают, что ничего трагического не случилось. Другие обеспокоены тем, что события, связанные с распадом правительственной коалиции, могут негативно для страны повлиять на результаты запланированного в июне референдума по вопросу о вступлении Польши в Европейский Союз. Комментарий «Газеты выборчей», в частности, указывает на то, что распад правительственной коалиции — всегда плохая новость, которая влечет за собой уменьшение уважения к государству и политике. При этом, отмечается в редакционной статье, список ошибок коалиции длинный, и в целом она оставляет государство не в лучшем состоянии, нежели получила.

Другие точки зрения, уже высказанные в комментариях польской прессы, заключаются в том, что, с одной стороны, участие ПСЛ в правительственной коалиции делало невозможной реформу государственных финансов, и что выход ПСЛ из коалиции был на самом деле «выбросом последнего балласта» с правительственного корабля. Более радикальное мнение — что таким образом на самом деле СЛД, альянс нескольких небольших партий левоцентристского толка, провоцирует досрочные выборы. Это мнение заслуживает более серьезного внимания. Хотя бы потому, что о возможности досрочных парламентских выборов в Польше уже говорил и маршал (спикер) Сейма Марек Боровский. По его словам, досрочные выборы могут быть проведены, если работа правительства будет парализована, учитывая недостаток поддержки его большинством. Большинство в Сейме, как уже говорилось, за коалицией СЛД и Унии Труда (196+16 голосов). До абсолютного большинства им не хватает 19 голосов. Какие точно будут искать не в «Самообороне» Анджея Леппера (40 голосов), и не в Лиге польских семей (28 депутатов), отличающихся, в частности, резко отрицательным отношением к вступлению Польши в ЕС. Эти две партии популистского характера являются также конкурентами ПСЛ за голоса мелких фермеров и землевладельцев. ПСЛ создавалась именно как партия защиты интересов крестьян, и одно из ее программных требований — ограничение оборота земли как товара, и, в частности, запрет ее продажи иностранцам.

То, с чем выходит к своему избирателю СЛД, озвучил в своем срочном телеобращении премьер Миллер: рост, рабочие места, вступление в ЕС. И если бы так и было на самом деле, то правительство Миллера и президент Квасьневский (который дважды выигрывал выборы как кандидат от СЛД) не имели бы никаких проблем с референдумом о вступлении в ЕС, как и с досрочными выборами. Ситуация, однако, весьма шаткая, поскольку неумолимая статистика свидетельствует об экономической стагнации, росте безработицы (почти до 19 процентов), а в бюджете уже нет резервов для продолжения выплат субсидий крестьянам (позиция, отвоеванная Варшавой у ЕС). Правительство действительно оказалось в тяжелом положении, потому что все, что оно должно сделать — выиграть референдум, провести реформу финансовой системы, создать новые рабочие места, но теперь еще и, возможно, выиграть новые выборы — слишком тесно между собой связано. Тем временем, различные источники дают разную степень поддержки поляками вступления своей страны в ЕС — она колеблется от 50 до 70 процентов. Исходя из опыта последних выборов, заманить поляка проголосовать на референдуме будет само по себе нелегкой задачей.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ