Сначала 26 апреля появилась публикация в чешском интернет-издании «Респект», где утверждалось, что три недели назад в пражский аэропорт имени Вацлава Гавела прибыл человек с русским дипломатическим паспортом. Его встречал автомобиль, который доставил пассажира в посольство России в район Дейвице. В принципе в этом нет ничего удивительного. Дипломаты имеют право путешествовать по миру и в эпоху карантина. Данный дипломат явно приехал не на замену, иначе бы чешские власти были бы об этом информированы. Но вполне возможно, что он выполнял роль курьера и привез посольству какое-нибудь сверхсекретное послание из Москвы, которое нельзя было доверить шифрограмме. Однако «Респект» настаивает, ссылаясь на собственные источники информации, что багаж таинственного дипломата состоял из небольшого саквояжа, в котором, как предполагается, находился смертельный яд рицин, которым, например, в свое время болгарское КГБ при содействии советского КГБ отравило в Лондоне болгарского диссидента Георгия Маркова.
Будто бы этим ядом собирались отравить трех самых ненавистных Кремлю сегодня чешских политиков — старосту района Ржепорые Павла Новотны, который является инициатором установки мемориальной доски в память о 300 солдатах власовской армии, погибших при освобождении Праги (доска должна быть установлена в мае), главу администрации 6-го района Праги Ондржея Коларжа, который принял решение снять с постамента статую маршала Конева, и мэра чешской столицы Зденека Гржиба, который подписал решение о переименовании площади перед центральной проходной посольства РФ в Праге в площадь Бориса Немцова, и был одним из инициаторов такого переименования. Кстати сказать, это последнее решение стало для российских дипломатов чем-то вроде красной тряпки для быка. Они даже спешно поменяли официальный адрес посольства на соседнюю улицу, где находится консульство, лишь бы не ассоциироваться с именем российского оппозиционера. Столь нервная реакция вызвала не только приступ смеха далеко за пределами Чехии, но и комментарии ряда экспертов, которые расценили подобный демарш посольства как признание того, что к убийству Немцова имеют отношение российские власти.
Как утверждает «Респект», его источники сообщили, что «человек с рицином — агент российских секретных служб», и что «его коллеги месяц назад должны были отправиться из России в разные города Европы».
Эти сообщения первоначально вызвали недоверие со стороны многих наблюдателей. Действительно, никакой конкретики, никаких имен, паролей, явок, и совсем не ясно, каким образом удалось установить, что в саквояже у прилетевшего из Москвы дипломата именно рицин, а не всего лишь банальный набор командированного — щетка, зубная пата, мыло, бритвенный прибор, тренировочный костюм, тапочки и любимый детектив. Вот и пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил, что расследование «Респекта» «похоже на очередную утку». Настораживало только то, что и Новотны, и Коларжу, и Гржибу, равно как и их семьям, совершенно официально предоставили государственную охрану из-за угрозы покушения на их жизнь со стороны российских спецслужб.
А 27 апреля на радиостанции «Эхо Москвы» появилось интервью со Зденеком Гржибом, которое заставляет отнестись к расследованию «Респекта» со всей серьезностью. Он подтвердил, что «это риск для моей жизни. Для жизни, казалось бы, демократической стране со свободой слова, которая есть не только у меня, но и других граждан. По просьбе полиции я не могу говорить о принятых мерах и о том, как было обнаружено, что на меня готовится покушение». Он также ответил на вопрос: «Подтверждаете ли вы информацию о том, что на вас готовилось покушение человеком с дипломатическим паспортом России?»: «Все, что я могу сказать, это то, что установлено это было во время католической Пасхи. Значит, больше чем две недели назад». Столь же уклончивым был ответ и на другой вопрос: «Дипломаты не досматриваются, как стало известно о том, что мог быть провезен яд. Была какая-то наводка?»: «Простите, сейчас невозможно говорить о наводках, о дополнительной информации. Поскольку в настоящий момент я делаю то, что указала мне делать полиция. Сейчас мы ждем итогов проверки полиции... Я совсем недавно просмотрел отчет полиции, который мне предоставили. И у меня есть некоторая информации. Из того, что я могу сказать вам, это то, что наблюдение сейчас ведется только за мной. Мой дом окружен охраной, потому что это риск не только для меня, но и для моей семьи». А на вопрос, подтверждает ли мэр Праги причастность российских спецслужб к возможному покушению на него, Гржиб ответил: «К сожалению, я не могу ничего сейчас подтверждать, кроме того, что я сейчас нахожусь под охраной полиции и буду находиться под охраной еще какое-то время. Вся остальная информация не подлежит раскрытию по указанию нашей полиции... Все что, сейчас изменилось, это то, что раньше я мог ездить на работу на общественном транспорте. Сейчас же мне приходиться пользоваться машиной, чтобы ездить на работу (в общественном транспорте его было бы легко уколоть зонтиком или чем-то еще, чтобы ввести яд, как это было с Марковым. — Б. С.). Это, пожалуй, самое большое изменение».
Ну что ж, хотя ни одного прямого ответа Зденек Гржиб, по вполне понятным причинам не дал, но многое из его ответов проясняется. Теперь трудно сомневаться в том, что какой-то подозрительный российский дипломат действительно был. Вполне возможно, что чешской полиции известен и предполагаемый исполнитель убийства (или убийств) и, скорее всего, этот исполнитель уже арестован (раз наблюдение за ним больше не ведется). Разумеется, этим исполнителем никак не мог быть неизвестный российский дипломат. Он мог быть только перевозчиком орудия убийства. Наверняка чешские спецслужбы следили за дипломатом, что не так сложно сделать в пустой из-за карантина Праге. Исполнителем же мог быть человек, вообще не являющейся гражданином России. И его-то как раз и могли арестовать в тот момент, когда он забирал из тайника орудие убийства. Как раз тогда и могло выясниться, что орудием убийства должен был стать старый проверенный рицин, а не новомодный и ненадежный «новичок». В Москве могли спешить, чтобы успеть провести операцию по устранению нежелательных лиц до 9 мая, вот и пренебрегли карантином. Естественно, все это только гипотезы, но, думаю, что еще до Дня Победы мы узнаем новые подробности этого дела. Если все подтвердится, то, значит, в Кремле готовы ликвидировать даже тех лиц, кто всего лишь покушается на российскую модель исторической памяти о Второй мировой войне, которая очень сильно отличается от европейской модели.