На первый взгляд, инициатива по созданию Мемориального центра памяти жертв Холокоста «Бабий Яр» не может вызывать вопросы и требования уточнить некоторые важные вещи. Однако только на первый взгляд. Часть вопросов и объективных проблем, связанных с этой инициативой, очерчена в статье Мыколы Сирука «Музей под вывеской... «Ялтинской стратегии». Эти вопросы можно — и необходимо — продолжить.
Начать стоит с названия Мемориального центра и содержательного наполнения его экспозиции в контексте заявленного уже в названии направления. Киевский Бабий Яр — это, как известно, место, где нацисты проводили массовые расстрелы всех тех, кто «не вписывался» в тоталитарные рамки Третьего Рейха. По данным историка, ответственного секретаря Общественного комитета для чествования памяти жертв Бабьего Яра (Комитет «Бабий Яр») Виталия Нахмановича, за все время немецкой оккупации в Бабьем Яру было расстреляно 90—100 тыс. человек, из них приблизительно 65—70 тыс. евреев. Если же учитывать Сырецкий концлагерь, расположенный поблизости и фактически объединенный с Бабьим Яром в один комплекс уничтожения людей (скажем, часть расстрелянных или забитых палками до смерти в этом концлагере закапывали в Бабьем Яру узники того же Сырецкого концлагеря), то следует добавить еще около 30 тыс. жертв. Некоторые историки называют еще большую цифру погибших в этом двуедином «урочище смерти» — до 150 тыс. человек, приблизительно половина из них или немного меньше имели еврейское происхождение.
А теперь закономерный вопрос: возможно ли и морально ли выделять кого-то из жертв этой гекатомбы и тем самым фактически противопоставлять их другим жертвам? Возможно, скажут: только евреев там убивали по национальному признаку. Нет! Еще и кочевых цыган (ромов). Да, ромов погибло гораздо меньше — но они были первыми жертвами Бабьего Яра, два небольших цыганских лагеря «истинные арийцы» полностью уничтожили при вступлении в Киев за десять дней до начала расстрела евреев... И потому еще раз тот же вопрос, но повернутый несколько иначе: целесообразно ли строить Мемориал жертвам Холокоста под названием «Бабий Яр» в Бабьем Яру?
В былые времена, как известно, жертвы Бабьего Яра маркировались «советскими людьми», факт уничтожения там в 1941—1942 годах десятков тысяч евреев всячески замалчивался. Выделение нацистских жертв еврейского происхождения и противопоставление их всем другим является закономерной реакцией на те времена, однако не выглядит ли такое противопоставление другой стороной нивелирования?
Конечно, международное еврейское сообщество имеет право строить свой отдельный мемориал жертвам нацистского террора, но...
Другой комплекс вопросов возникает в связи с персоналиями, представленными в наблюдательном совете инициативы по созданию Мемориала. На мой взгляд, там должны быть люди, авторитетные не только в денежных еврейских кругах, но и среди всей украинской общественности. Так как если ядром наблюдательного совета окажутся персонажи, вызывающие активное сопротивление большинства этой общественности, то неприязнь, а то и ненависть к ним неминуемо перекинется на Мемориал. А этого нельзя допустить. Более того, в наблюдательном совете в любом случае не могут быть представители российского «чекистского олигархата», пусть даже с еврейскими фамилиями. Поскольку идет война, пусть и «гибридная», а эти олигархи — «приводные ремни» экономической машины государства-агрессора. Не будем забывать: Путин как-то проговорился, говоря о миллиардерах России: «Те, кого мы назначили олигархами...» Борис Березовский «не оправдал доверия» — и вынужден был бежать в Лондон, чтобы там впоследствии совершить самоубийство («самоубийство» ли?). Михаил Ходорковский не по своей воле отправился в Сибирь шить рукавицы, а затем в эмиграции превратиться в «системного либерала». Другие, не такие яркие персонажи российского бизнеса с еврейскими корнями, сохранив лишь часть состояний, предпочитают тихо сидеть подальше от Москвы. Поэтому, как ни крути, а в наблюдательном совете Мемориала имеем типичных представителей «правильных» олигархов РФ с капиталом весьма интересного, если разобраться, происхождения. Морально ли привлекать таких персонажей к святому делу? И нужно еще проверить, можно ли их вообще пускать в Украину.
Кстати, в выступлении председателя исполнительного совета «Сохнута», диссидента советских времен Натана Щаранского прозвучал тезис, что на территории бывшего Союза погибло 2,5 млн евреев, но до сих пор здесь нет ни одного музея, посвященного Холокосту. Я не занимаюсь специально этим вопросом, но знаю о существовании в Харькове уже более 20 лет музея Холокоста и о создании скоро уже пять лет назад в Днипре музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине». Конечно, это не величественные мемориалы, однако они существуют и работают. Не подсунули ли Щаранскому «дезу» об отсутствии таких музеев определенные российские источники, связанные с упомянутыми олигархами?
И, наконец, о содержательном наполнении Мемориала. Эта тема требует отдельного обсуждения, здесь же отмечу: если, скажем, экспозиция будет воспроизводить то, что написано в Электронной еврейской энциклопедии», то речь будет идти о грандиозной антиукраинской провокации. Так как в этой энциклопедии столько «туфты» об украинских националистах, которые изображены чуть ли не главными врагами евреев. Только одна цитата: «В середине июля 1941 г. во Львове состоялось заседание руководства бандеровской группировки ОУН, участники которого согласились с профессором С.Ленковским: «Относительно жидов принимаем все методы, которые ведут к их уничтожению». Документ этот опубликован Жанной Ковбой в книге «Человечность в бездне ада. Поведение местного населения Восточной Галичины в годы окончательного решения еврейского вопроса» и удостоверяет он прямо противоположное: не было на этом собрании нескольких руководителей ОУН (а не «заседании руководства») единства по «еврейскому вопросу». Действительно, Ленковский предлагал помочь нацистам уничтожать евреев, а вот другие члены руководства говорили о создании еврейской автономии и о том, что среди евреев есть ценные и уважаемые украинцами работники. А вскоре Провидение руками нацистов отправило Степана Ленковского в Освенцим, где ему, в отличие от братьев Степана Бандеры, повезло выжить.
Поэтому, как видим, проблема создания в Киеве Мемориального центра памяти жертв Холокоста «Бабий Яр» — это непростая проблема. Понятное, что Мемориал жертвам нацизма в украинской столице должен быть. Только вот вопрос: кто и на чьи средства его будет строить, то есть кто будет «заказывать музыку»? И еще одно: может ли Украинское государство в лице его руководителей продолжать делать вид, что это дело его не касается?