Бывшего президента США Джимми Картера, который прибыл на Кубу с пятидневным визитом, встречали со всеми церемониями, которые соответствуют визиту главы иностранного государства. План-максимум Картера — отмена американских санкций против Кубы, на более жестких правилах которых сейчас настаивает администрация президента Буша. При своем президентстве в 1976—1981 годах Картер возобновил дипломатический контакт между Вашингтоном и Гаваной, смягчил ограничение на поездки американских граждан на Кубу и содействовал освобождению многих политических узников из кубинских тюрем.
Картер посетил биотехнологическую лабораторию в Гаване, которой особенно интересовались США, подозревая, что именно здесь Куба проводит исследование оружия массового уничтожения. Он спросил директора центра Луиса Гереру, производит ли возглавляемая им лаборатория подобные технологии. Герера ответил, что нет. Директор центра прибавил, что у Кубы есть программа обмена технологиями со многими европейскими странами, а также с такими государствами как Иран, Китай, Алжир и Египет. Все эти программы научные и медицинские, сказал Герера. С Ливией и Ираком у Кубы подобных программ нет, заверил Картера директор лаборатории. В свою очередь экс-президент США заявил, что американские официальные источники известили его об отсутствии у себя доказательств того, что Гавана экспортирует технологии, которые могут быть применены в производстве оружия массового уничтожения. На прошлой неделе в этом обвинил Кубу заместитель государственного секретаря США Джон Болтон, который зачислил Кубу к «оси зла» как страну, которая, по мнению Белого дома, поддерживает международный терроризм. В этот понедельник госсекретарь Колен Пауэлл повторил слова своего заместителя, к тому же намекнув на недостаточную компетентность Джимми Картера для того, чтобы утверждать о невиновности Гаваны.
Кроме задания доказать беспочвенность подобных обвинений против Кубы, Картеру предстоит разобраться в состоянии дел с правами человека в этой стране. В этом вопросе кубинское руководство так же идет навстречу американскому экс- президенту. Картер смог встретиться с кубинскими диссидентами Элизардо Санчесом и Освальдо Пайо, которые выступают за реформу однопартийной системы в стране, а завтра должна состояться его встреча с наиболее известным кубинским диссидентом Владимиро Роко, который был освобожден из тюрьмы на прошлой неделе после почти пяти лет лишения свободы.
Не исключено, что Джимми Картер выступит адвокатом так называемого «Проекта Валера», который предусматривает гарантию права кубинских граждан на свободу высказываний и собраний, амнистию для политических узников, свободу частного предпринимательства и реформу системы выборов. На прошлой неделе Освальдо Пайо передал Национальной ассамблее Кубы более 11 тысяч подписей граждан под требованием провести национальный референдум относительно «Проекта Валера». Согласно кубинской конституции, Национальная ассамблея должна назначить референдум, если получит 10 тысяч проверенных подписей под таким требованием. Хотя до сих пор кубинские власти заявляли, что проект реформ импортирован из США, и давали понять, что он имеет мало шансов на официальное утверждение. Очевидно, теперь задание Джимми Картера — добиться изменения отношения кубинского правительства к «Проекту Валера», конечно, в том случае, если в обмен правительство США откажется от шельмования Гаваны как одного из звеньев «оси зла».
КСТАТИ
Как сообщило «Дню» Посольство Ливии в Украине, заявление заместителя госсекретаря США Джона Болтона, в котором он причислил Кубу, Сирию и Ливию к «оси зла», прокомментировал заместитель Народного Секретаря по вопросам информации Высшего Народного Комитета по внешним связям и международному сотрудничеству Великой Социалистической Народной Ливийский Арабской Джамахирии Хасуна Аль-Шауш. По его словам, «заявление американского представителя означает террор в буквальном понимании этого слова и является одной из форм неоколониализма». «Эта политика не служит интересам США, она направлена против конкретных целых народов, а не против явления терроризма, как утверждает американский представитель. Американская позиция не вытекает из существующих реалий в поиске оружия массового уничтожения, если так, то почему мы не слышим в речи американского представителя о химическом и ядерном оружии, которое имеет Израиль?! Всем известно — Ливия никогда абсолютно не стремилась иметь оружие массового уничтожения, она подписала все международные соглашения относительно запрещения производства подобного оружия, она всегда требует окончательно спасти от него человечество», — заявил Хасуна Аль-Шауш.