Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кувейтская демократия в действии

4 июля, 2006 - 19:35

В Кувейте только что прошли одиннадцатое по счету парламентские выборы с момента обретения им независимости в 1961 году. И хотя Кувейт является монархией, его историю парламентаризма нельзя считать безмятежной, а избирательная кампания отразила нарастающее напряжение между королевской семьей и отдельными сегментами электората.

Назначенные вначале на октябрь 2007 года, эти выборы предназначались для устранения тупиковой ситуации, возникшей между парламентом и правительством относительно количества избирательных округов в стране. В настоящее время имеются 25 избирательных округов по всей стране, но реформаторы уже давно утверждают, что меньшее их число с большим количеством избирателей позволит снизить возможности для манипуляций со стороны политической элиты.

29 членов парламента, поддерживающих идею уменьшения количества избирательных округов, не смогли прийти к соглашению с правительством в отношении нового количества. В результате, эта проблема породила жесткую митинговую кампанию, проводимую недовольными кувейтцами, собравшимися перед зданием национальной ассамблеи и в университетах для того, чтобы заявить о своем недовольстве.

В ответ на это правительство решило передать вопрос об изменении количества избирательных округов из парламента в конституционный суд, как уверяют реформаторы, с целью не допустить изменений. И когда три члена парламента пытались поставить вопрос перед премьер-министром — таким правом они обладают в соответствии с конституцией Кувейта — парламент был распущен и были назначены новые выборы.

Правила политической жизни в Кувейте разрабатывались на протяжении более 300 лет — с тех пор, как эта небольшая территория стала автономным государством. Королевская семья имеет полномочия на управление страной, но только посредством консультаций с различными секторами, такими как племенные вожди или же группы торговцев.

С момента обретения независимости в 1961 году эти правила были записаны в конституции. Если сравнивать Кувейт с другими монархиями в Персидском заливе, то королевская семья Кувейта обладает ограниченной властью. Несмотря на то что конституционные законы очень часто игнорировались, обвинения в нарушениях при голосовании омрачили выборы 1967 года, и роспуски парламента отмечают всю историю страны.

Тем не менее, с момента освобождения Кувейта после оккупации Ираком в августе 1990 года его парламент обрел стабильность и уважение. Роспуски парламента в 1999-м и 2006 годах осуществлялись в соответствии с законом, и выборы по его переизбранию проводились своевременно.

За парламентом сохраняется право на обращение с запросами к отдельным членам кабинета министров, включая премьер-министра, по финансовым и административным вопросам, и часто в парламенте поднимался вопрос об объявлении вотума недоверия правительству. Совсем недавно, после смерти 1 декабря Эмира шейха Джабир аль-Ахмада, парламентское одобрение сыграло решающую роль в решении споров о наследовании среди отдельных фракций королевской семьи.

Тем не менее в Кувейте всегда наблюдалась оживленная политическая жизнь со свободой слова и не такими сильными политическими репрессиями, как это обычно принято в соседних странах. Случаи политического насилия наблюдались редко. Хотя политические партии не были легализованы, они все-таки активно участвуют в парламентской и общественной жизни страны. Жизнь в Кувейте отображает многочисленные и разные политические тенденции, существующие в арабском мире, поскольку его открытое общество и существующие экономические возможности сделали страну мощным магнитом и региональным предохранительным клапаном, начиная с 50-х годов.

В ходе этих выборов кувейтские женщины в первый раз приняли участие в избрании парламента. И хотя женщины уже давно проявляли активность в общественной жизни Кувейта, они только в прошлом году получили избирательные права после длительной и сложной кампании, в результате парламентского голосования, и среди 249 кандидатов только 28 были женщинами.

Что касается избирателей, то 57% из них женщины, и комментаторы выражали различное мнение о вероятном влиянии женских голосов. Проголосуют ли они точно также, как их мужья? Очевидно, что женщины продемонстрировали невероятный энтузиазм в отношении политического процесса, принимая участие в огромном количестве политических митингов, а также работая в составе различных групп по обеспечению победы на выборах. В конечном итоге, хотя свободная оппозиционная коалиция, составленная из прореформистски настроенных бывших членов парламента, исламистов и либералов, получила большинство в национальной ассамблее, где насчитывается 50 мест, ни одна из женщин туда не попала.

Внимание избирателей было практически полностью сосредоточено на вопросе избирательных округов. Большинство кувейтцев рассматривает этот сугубо технический вопрос как способ продвижения реформ. Основные региональные проблемы, такие как война в Ираке или иранская ядерная программа, упоминались очень редко.

Кандидаты от исламистов находились в неудобном положении, стремясь заполучить поддержку от избирателей-женщин, чьему участию в выборах они всячески препятствовали. Однако исламисты оказались среди 29 парламентских депутатов, способствовавших проведению реформ избирательных округов, — факт, облегчивший решение вставшей перед ними дилеммы. Поддержку реформе оказали политические силы широкого спектра в то время, как оппоненты реформы заплатили высокую цену. В действительности, трое бывших членов парламента, поддержавших правительство, не стали кандидатами, потерпев поражение на своих племенных первичных выборах.

После того как прореформистски настроенные силы укрепили свои позиции в новом парламенте, у правительства имеется два варианта действий. Оно может продолжить избирательную реформу или может найти возможность для роспуска нового парламента. Комментаторы уже делают прогнозы относительно того, как долго просуществует новый парламент.

Каким бы ни был исход, правительство Кувейта стоит перед новым политическим горизонтом. Сейчас женщины представляют большинство избирателей, и молодые люди взяли в свои руки знамя реформ. Демократия будет подталкивать правящую семью вперед.

Ганим аль-Наджар — профессор политологии Кувейтского университета

Ганим аль-Наджар. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ