За 100 мест в латвийском парламенте боролись 13 партий, но только пять из них смогли преодолеть пятипроцентный порог, в ходе субботних выборов. Около 62% избирателей пришли на участки для голосования, что по местным масштабам считается довольно высоким показателем. Победу, как и предполагалось, одержал центристский блок «Единство», который поддерживает нынешнего премьер-министра Валдиса Домбровскиса. Он располагает 33 мандатами. На второе место вышло объединение «Центр согласия», представляющее в основном русскоязычных избирателей. Оно получит 29 мандатов. Далее следует Союз зеленых и крестьян (СЗК) — 22 места. Следом расположились, получив по восемь мест, политическое объединение крупного бизнеса «За лучшую Латвию» и ультраправое объединение «Отечеству и свободе«/Движение за национальную независимость Латвии — Все Латвии!».
Несмотря на экономические проблемы, связанные с кризисом, и жесткие меры по преодолению его последствий, избиратели оказали доверие нынешнему политическому руководству, но представленному в другой упаковке. Блок «Единство» был создан всего полгода назад. Его ядром стала центристская партия нынешнего премьер-министра Латвии 39-летнего Валдиса Домбровскиса «Новое время».
В своей предвыборной программе «Единство» подчеркивало необходимость масштабных реформ в политике и экономике, в том числе изменение избирательной системы и введение прогрессивного подоходного налога. Внешнеполитические ориентиры провозглашались прежними — ЕС и НАТО, сотрудничество с Россией допускалось только в экономической плоскости. «Единство» подвергло прежние власти жесткой критике за то, что они довели страну до экономической катастрофы и массовой эмиграции, хотя сами его лидеры как минимум десять последних лет занимали посты в правительстве. Одной из главных предвыборных идей консерваторов было требование «не допустить русские партии во власть».
За голоса так называемого русскоязычного избирателя боролись два блока: «Центр согласия» (ЦС) и «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ). При этом первый добился значительного успеха. Его поддержала более благополучная в экономическом отношении Рига и курортная Юрмала, а также Латгальский край, где высок процент русскоговорящих. На предыдущих выборах «Центр согласия» был четвертым, имел 18 мандатов, теперь же увеличил свое представительство почти на 60% и вышел на второе место. При этом нужно иметь в виду, что термин «русскоязычный электорат» весьма условен. Не все русскоязычные голосуют за «свои» партии, точно также многие говорящие по-латышски предпочитают «Центр согласия». Это особенно видно по результатам выборов в Риге, где за ЦС проголосовало почти 40% избирателей. И понятно, что не все они говорят по-русски. Видимо для значительной части рижан довольно успешное правление ЦС в столице под руководством мэра Нила Ушакова гораздо важнее языковых и этнических предпочтений. К тому же ЦС — это обычное центристское латвийское объединение. Кстати, во главе его стоит Янис Урбанович не русский, а латгалец. Среди пяти сопредседателей блока, и бывший глава компартии Латвии Альфред Рубикс.
Катастрофическое поражение потерпело второе «русскоязычное» объединение — ЗаПЧЕЛ. И это несмотря на узнаваемый бренд и долгую политическую историю. Результат 1,41% голосов и потеря представительства в сейме говорят сами за себя. Сами «пчелы» уже назвали этот результат «политическим некрологом». В прошлом составе парламента у ЗаПЧЕЛ было пять депутатов. Лидер объединения Татьяна Жданок не ожидала такого исхода выборов и допускает, что в неудаче представленной ею политической силы следует винить также и публичные предвыборные действия «Центра согласия». «Это неожиданно», — сказала она, отметив, что, по ее мнению, изменение рейтингов произошло в самые последние дни. «На это повлияли очень многие электронные масс-медиа, а также телевидение». По ее словам, в последние дни перед выборами в Интернете, в том числе на портале Delfi, в газете «Вести сегодня» и на телевизионном «Первом Балтийском канале», прозвучал призыв мэра Риги Нила Ушакова. В нем говорилось, что ЗаПЧЕЛ в сейм может не попасть, поэтому сторонникам этой партии следует голосовать за ЦС — чтобы их голоса не ушли в пользу национальных радикалов. В этой связи отметим характерное изменение позиции «Первого Балтийского канала», который обычно является трибуной крайне настроенных пророссийских политических деятелей и всегда поддерживает политику Москвы в отношении Латвии. Причина поражения ЗаПЧЕЛ не только и не столько в противодействии политических оппонентов. Гораздо важнее, что для многих в Латвии это политическое объединение воспринимается как неприкрытая пророссийская агентура, отрабатывающая указания из-за рубежа. И в этом отношении ЗаПЧЕЛ такие же радикалы, как и их латышские антиподы.
В российских СМИ некоторое беспокойство вызвало прохождение в сейм крайне радикального объединения «Все для Латвии». Его лидер Райвис Дзинтарс накануне выборов озвучил свои задачи в парламенте нового созыва. В частности, он обещал запретить обучение в школах на русском языке, полностью исключить его из сферы официального и государственного общения. Кроме того, Дзинтарс предлагает ввести законодательный запрет для неграждан владеть средствами массовой информации, а также запретить им предпринимательскую деятельность в ряде областей бизнеса — чтобы «поддержать конкурентоспособность латышского предпринимателя». Кроме того, в программе партии записаны намерения осуществить так называемую «цивилизованную репатриацию всех инородцев на их исторические Родины». Прохождение радикальных правых в парламент в Риге эксперты рассматривают как следствие ухудшения экономического положения и определенного недовольства маргинальной части избирателей жесткими мерами правительства по сокращению дефицита бюджета. В то же время не следует рассматривать увеличение числа голосов за крайне правых как сигнал существенного изменения настроений латвийского избирателя. По мере ослабления последствий кризиса и улучшения экономической ситуации в стране радикализм может спадать. Хотя процесс это довольно противоречивый. Ведь в некоторых европейских странах, таких как Австрия, Нидерланды и др. крайне правые добивались успеха и в относительно благополучные периоды.
Еще по предварительным результатам выборов некоторые наблюдатели предсказывали формирование коалиции блока «Единство» и ЦС и появления в правительстве русских министров. Как оказалось, это были поспешные выводы. Уже в воскресенье объединение «Единство» договорилось с Союзом зеленых и крестьян о сотрудничестве в новом сейме. Об этом говорится в совместном заявлении их лидеров Валдиса Домбровскиса и Аугуста Бригманиса. «Мы обсудили возможности дальнейшего сотрудничества и готовы продолжать совместную работу», — отметил премьер-министр. Такая коалиция может рассчитывать на большинство в 55 мандатов.
В то же время весьма вероятно, что войти в коалицию может блок «За лучшую Латвию». Хотя согласовать общие позиции нынешнему премьеру Валдису Домбровскису будет очень непросто. Главным в программе «Единства» было политическое направление — ЕС и НАТО. Для Союза зеленых и крестьян с его крайней антиамериканской позицией это может оказаться неприемлемым. Олигархи из блока «За лучшую Латвию» тоже имеют собственный взгляд на систему отношений с европейцами. Еще больше проблем может ожидать Латвию, если в коалицию войдут правые радикалы. В первую очередь, в отношениях с Россией. Президент Валдис Затлерс получил приглашение посетить Москву в июле текущего года от руководителя администрации президента России Сергея Нарышкина, во время его рабочего визита в Ригу. Как передает информационное агентство REGNUM, компетентный источник в МИД России заявил, что «В случае включения в состав правящей коалиции неофашистов из «Все для Латвии» и соответственно внесения для утверждения в сейм президентом Латвии Валдисом Затлерсом кандидатуры поддержанного подобной коалицией премьер-министра, на визите Затлерса в Россию можно поставить крест. Не будут принимать в Кремле человека, замаравшегося поддержкой латышских неофашистов, чьими лозунгами являются «Латвия для латышей» и «Переселим русских в Россию».
Но этим проблемы не исчерпываются. В европейских столицах также не будут приветствовать участие в правительстве правых радикалов. Об этом говорит опыт той же Австрии. Поэтому премьеру Домбровскису придется трижды подумать перед тем, как делать подобные предложения. В то же время и участие в коалиции ЦС также не будет положительно воспринято многими избирателями «Единства». И дело не в этническом факторе. Хотя «Центр согласия» проделал большой путь по превращению в настоящую латышское объединение, тем не менее, слишком близкие, хоть и чисто экономические и коммерческие связи с теперь уже бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым вызывают определенные подозрения. К тому же во время своего визита в Ригу тогдашний градоначальник российской столицы выступил с весьма экстравагантным предложением сделать русский язык вторым государственным в Латвии. Хотя одиозность такого предложения была понятна изначально, тем не менее, поднятая тогда волна не улеглась до сих пор и правые радикалы не замедлили воспользоваться случаем, чтобы бросить несколько камней в сторону ЦС и ЗаПЧЕЛ. Кстати, для блока «За лучшую Латвию» одного из самых серьезных объединений на латвийской политической сцене коалиция в Рижской городской думе с ЦС обернулась некоторой потерей голосов.
Но и игнорировать несомненный успех ЦС на выборах было бы неразумно. Тем более, что значительная часть умеренного латвийского политикума хотела бы дальнейшей интеграции «Центра согласия» в общее политическое поле. Поэтому рассматриваются различные варианты таких действий. По словам премьера Валдиса Домбровскиса, «Единству» и ЦС и раньше удавалось найти «точки соприкосновения». «Мы не ставим себе цель изолировать ЦС», — сказал он, уточнив, что возможны различные варианты коалиции. Активно обсуждается предоставление этому объединению руководящих постов в сейме, в обмен на поддержку правительства без формального вхождения в коалицию. Определенные сигналы ЦС уже подает. «Правящие партии получили на выборах достаточно много голосов, однако без поддержки «Центра Согласия» новое правительство будет нестабильным», — заявил лидер ЦС и мэр Риги Нил Ушаков.
Несмотря на определенные проблемы по формированию коалиции, ясно, что стратегический курс Латвии не изменится. Стана прочно интегрирована в европейские структуры и практически в ней нет политических сил, кроме откровенно маргинальных и находящихся на иностранном финансировании, которые бы ставили это под сомнение. Второй весьма многозначительный фактор — этнический фактор, как и языковый, играет все меньшую роль для избирателей. Соответственно в программных материалах партий ему уделяется все меньшее внимание. Хотя преувеличивать достигнутое пока нет оснований. Процесс формирования латвийской политической нации вышел на новые этап и это большое достижение правящей элиты. Нашим бы властям использовать передовой зарубежный опыт, Украине от этого только лучше стало.