Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лаура РЕЙНИЛЯ: Украинцы часто не подозревают сколько в них положительных качеств

10 июля, 2007 - 19:59
ФОТО РЕЙТЕР

Завтра Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии в Украине госпожа Лаура Рейниля завершает миссию в нашей стране. Благодаря деятельности госпожи Рейниля украинцы больше узнали про Финляндию и почувствовали эту страну более близкой. Со своей стороны, финский посол с заинтересованностью воспринимала Украину и украинцев. Она стала большим другом газеты, посещала все фотовыставки «Дня» и интересовалась нашими книжными проектами. Поэтому читателям «Дня», наверное, будет интересно узнать, какие впечатления об Украине финский посол заберет с собой. Госпожа Рейниля внимательно — не только, как посол, но и как человек — вглядывалась в нашу жизнь, интересовалась украинской историй, знакомилась с различными слоями украинского общества, старалась понять и помочь. Хотя ей — как и многим другим иностранцам — нелегко было понять логику некоторых, чисто «украинских», зигзагов политики и экономики. Но ведь их не понимает большинство украинцев!

— Вы работали в Украине несколько лет. Успели ли вы привыкнуть к стране и ее гражданам?

— Совершенно привыкла и особенно к украинцам — вы очень приятные люди. Украинский народ весьма многочисленный — намного больше нашего народа, Однако, в отличие от других больших народов, украинцы не акцентируют свою многочисленность и не имеют привычки делать из этого фактора аргумент. Как это бывает в других больших странах — там часто ожидают, что с ними все должны как- то особенно считаться. Украинцы же — общительные, скромные люди. И еще одна, очень положительная с моей точки зрения, черта — украинцы часто не подозревают о своих положительных качествах.

— Что больше всего отличает среднего украинца от среднего финна? И что может быть истоком этой разницы?

— Может быть, наибольшим отличием является отношение народа к законам своей державы. У нас практически все взрослые люди знают правила жизни и бизнеса и поступают соответственно этим правилам. В Украине тоже, может быть, знают правила, но используют в зависимости от обстоятельств, от партнера, от своего служебного положения. В Финляндии же на один и тот же вопрос во всех обстоятельствах бывает один и тот же ответ. У нас одинаковое отношение не только к законам, но и друг к другу — к самым разным членам общества. Все финны равны как перед законами, так и во всех других отношениях. Конечно, есть бедные и богатые, талантливые и неталантливые — разные люди. Но такой пропасти между отдельными слоями общества, как у вас — не существует.

Возьмем самый высший слой Финляндии — правительство. Конечно, там имеется своя охрана, предосторожности, этикет, но человека не удивит, например, если он встретит президента страны на улице. Я также могу встретиться на улице со своим президентом или министром иностранных дел и просто сказать: «Привет!», в ответ услышав то же самое. То есть иерархические отношения довольно упрощены, а это так или иначе объединяет, сближает народ.

Еще одно отличие: финны очень бережно относятся к среде, в которой они живут, к природе. У нас нигде нельзя увидеть столько мусора, сколько, я, к сожалению, вижу в Украине.

— Какую черту украинского общества вы считаете наихудшей?

— Это, может быть, то, что люди не понимают той простой истины, что без компромиссов невозможно обойтись — всегда и на всех уровнях общества. И еще — если вы что-то решили, то нужно десять раз отмерить, а не отказываться на следующий день. Решили — значит надо делать то, на чем остановились. Стоит также избегать длительных колебаний и не бояться ответственности и инициативы при решении любых проблем. Нужно безжалостно вырывать корни той жизни, в которой от людей ничего не зависело, когда они не могли самостоятельно решать даже свои личные вопросы. Возможно, что все это является наследственностью не только советов, но и крепостного права, которого в Финляндии не было.

— Вы отлично знаете, как портят жизнь украинцам те граждане нашей страны, которые хотят возвратиться в лоно если не СССР, то, по крайней мере, в Российскую Федерацию. Известно также, что значительную часть своей истории финны прожили в составе Российской империи. Мой вопрос: имеются ли сегодня в Финляндии русофилы?

— Сегодня об этом в Финляндии не думает никто.

— Но сразу после отделения, после революций, такие люди все-таки были?

— Пожалуй, такие люди и настроения имели место до так называемой Зимней войны. Вообще, 1939 год действительно сплотил нацию — все стремились к тому, чтобы сохранить свою независимость, культуру, традиции. Именно тогда общество поняло, в чем заключаются наши общенациональные интересы, наши ценности — собственная территория и независимость. Мы можем гордится также тем, что во время Второй мировой войны мы принадлежали к той малой кучке европейских государств, территория которых не была оккупирована теми или другими войсками. И очень хорошо понимаем важность того, чтобы мы всегда были хозяевами в своей стране.

— Мы восхищаемся финнами именно за то, что они, будучи частью Российской империи, фактически отстояли свою независимость — язык, право, свободу крестьян и др. Ведь тогда финны имели больше гражданских прав, чем россияне! Как вы считаете, за время вашего пребывания в Украине изменились ли украинцы?

— Блестящим показателем изменений к лучшему является Оранжевая революция или Помаранчева революция. Чрезвычайно важно то, что теперь люди не боятся открыто выражать свои мысли, расцветают дискуссии, критика — это чрезвычайно важные факторы, без которых вообще не может быть демократии. Это и есть главное изменение в украинском обществе. Ведь свобода мышления ведет также к инновациям, которые, в свою очередь, содействуют развитию экономики.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о работе дипломата в чужой стране, в частности в Украине.

— Самая главная наша миссия — следить за изменениями в стране. В этих процессах могут участвовать также дипломаты: подкидывать идеи, указывать — очень деликатно — на ошибки. В вашей стране еще много чего нужно сделать и обсудить.

— Каков механизм влияния иностранных дипломатов на дела страны, в которой они аккредитованы? Допустим, вы видите опасную ошибку в работе государственного механизма, но как можно вмешаться? Через СМИ?

— Это важная и интересная часть работы дипломата, особенно в стране, которая находится в состоянии изменений. Тут есть разные возможности, например, высказывание своих мнений при встречах с политиками, с представителями разных министерств. Используются также СМИ, дискуссии и др. Однако, самые содержательные дискуссии проходят с политиками с глазу на глаз, без присутствия прессы. Одним из путей есть также привлечение заграничных экспертов для обмена опытом.

— Имеет ли право дипломат свободно путешествовать по стране, в которой он аккредитован? Обязательна ли при этом охрана? Спрашиваю потому, что имела приятную возможность встретиться с госпожой Лаурой на симфоническом концерте в Царском саду. Может быть, в кустах сидела охрана?

— В Украине дипломаты полностью свободны. И для путешествий по стране не нужно никаких разрешений, если не считать, конечно, запрещенных зон и объектов. Во время оранжевой революции и в последующее время я свободно ходила по Киеву в любое время. Почему я должна была бояться? Как известно, тогда не было разбито ни одного окна!

— Известно, что некоторые дипломаты, аккредитованные в Украине, купили себе тут квартиры или дачи — для того, чтобы иметь возможность приезжать в эту страну и после окончания срока службы. Вы не собираетесь сделать то же? — Я не принадлежу к числу таких людей — у меня нет дачи и в Финляндии. А по моему же убеждению, дачи здесь покупают только те иностранцы, которые уже имеют дачи где-то в другом месте. Если же я захочу приехать в Украину, то мне найдется тут место у друзей. Я уже получила на будущее несколько предложений.

Вообще, внимание украинцев меня очень трогает. Вот недавний случай. Меня пригласили на музыкальный концерт в вашем прекрасном парке, где играли, как оказалось, и произведения финских композиторов. Дирижер был так любезен, что публично, с эстрады посвятил свое исполнение мне, моей деятельности! Это был очень трогательный и красивый подарок, который еще раз подтверждает, что украинцы весьма склонны делать приятное другим людям! — То, что вы помогали людям в Украине, известно. Была это обязанность дипломата или человека?

— Скорее — человека. Потому что посол — тоже человек. Однако тут много ограничений. В частности, нельзя допускать, чтобы его, посла, деятельность раздражала местные власти, это было бы вмешательство во внутренние дела. Но помогать, например, беспризорным детям послу разрешается.

— Мне известно, что вам знакома история Свято-Михайловской парафии, прихожан которой сейчас принуждают или отречься от построенного ими храма, или перейти в состав промосковской Украинской православной церкви? Не могли бы вы рассказать об этом нашим читателям подробнее?

— С проектом возведения Свято-Михайловского храма я познакомилась много лет назад, когда работала в посольстве Финляндии в Москве — еще в советские времена. Тогда группа украинцев хотела получить разрешение на строительство православной церкви и часовни в киевском Парке советско-финской дружбы. Меня это поразило — шел 89-год, советская атеистическая власть еще была в полной силе, а тут люди пытаются построить храм. Как дипломат, я конечно, ничего не могла сделать, чтобы помочь. Единственное, что было мне доступно, это передать их письмо предстоятелю Православной церкви Финляндии архиепископу Карелии и всея Финляндии Иоанну. Спасибо ему, он откликнулся — обратился с письмом к исполкому Дарницкого районного совета народных депутатов Киева, в котором, в частности, писал: «Для меня несказанной радостью был бы тот день, когда я мог бы поучаствовать в освящении этого святого храма в Парке содружества наших народов».

Когда я приехала работать в Киев, то узнала, что украинской общине все-таки удалось построить церкви в этом месте. Но, к сожалению, люди, которые были инициаторами и соучастниками строительства, не могут их использовать. Они обратились в Европейский суд по правам человека, и я рада, что Европейский суд принял решение по этому вопросу в июне этого года.

Так как Европейский Союз уделяет большое внимание защите прав человека, а Украина является членом Совета Европы, то восстановление прав верующих, нарушение которых было признано Европейским судом, — в интересах украинских властей и украинского общества.

— Религиозная карта Финляндии довольно пестрая — там существует несколько христианских конфессий. Какие отношения между разными церквами вашей страны? Возможно ли себе вообразить, что одна из церквей вдруг начнет расширять свои церковные владения за счет других? Вообще, каким образом решаются религиозные конфликты? Вмешивается ли в эти дела государство? В Украине, как всем хорошо известно, более всего хлопот — с православными церквями. Какое место в обществе имеет Православная церковь Финляндии? Кто ее прихожане — только россияне?

— У нас, конечно, меньше церквей, чем в Украине. Православная же церковь Финляндии (под омофором Константинопольского патриарха) имеет в большинстве своем финских прихожан.

Межцерковные отношения у нас четко регулируются законодательством. Так, например, лютеранские епископы утверждаются правительством (с подачи церквей). А в остальном — церкви полностью самостоятельны. Но есть два дня в году, когда власть — президент, члены парламента и правительства — приходит в церковь: в День независимости страны и в день открытия парламента. В эти дни происходит экуменическая служба в главном Лютеранском соборе. Присутствуют лютеране, православные, католики, представители других протестантских церквей.

— Мы уже почти привыкли к тому, что некоторые церкви Украины больше напоминают политические партии, чем объединения верующих в Бога людей. Политизированы ли церкви Финляндии? И насколько?

— Возможно, что в прошлом было больше интересующихся политикой епископов и пастырей. Но сегодня церкви мало участвуют в политических делах. Зато они активно занимаются моральными, этическими и социальными проблемами — эвтаназией, абортами, нравственностью общества, бедностью и др. Также в годину скорби, во время стихийных бедствий или аварий, очень заметна роль церквей — они организуют достойный всеобщий траур.

— Вы уезжаете из Украины и, может быть, надолго. Имели ли вы возможность хоть немного познакомиться с нашей страной за пределами Киева?

— До последнего времени это было весьма трудно — не было ни хороших путеводителей, ни специальной литературы. И меня очень радует то, что в последние годы это изменилось к лучшему — сегодня можно найти довольно хорошие путеводители по стране. Например, совсем недавно мы с моим отцом посетили Батурин и Нежин. Тогда я впервые встретила украинских туристов, которые путешествовали самостоятельно (частным образом).

Мне вообще было чрезвычайно приятно встречаться и дискутировать также со студентами — каждый раз это было откровение. Те же самые весьма сильные впечатления получили спикер нашего парламента и наш губернатор Национального банка (бывший член комиссии Евросоюза) при встрече со студентами Киевских университетов. Это светлое будущее Украины и нужно предоставить им надлежащие равные возможности.

Газета «День» желает госпоже Лауре счастливого пути и гостеприимных стран, в которых в будущем она будет работать! Ждем в Киеве!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ