Позавчера британский телеканал BBC One показал в программе «Панорама» документальный фильм Ричарда Билтона «Тайные богатства Путина», в котором российский президент обвиняется в том, что использовал свою власть, чтобы накопить тайное состояние. По оценке автора фильма, Владимир Путин — самый богатый человек в Европе и один из самых богатых людей в мире. Его состояние оценивается в $40 млрд. Билтон встретился с бывшими кремлевскими инсайдерами, которые утверждают, что знают, как Путин «прячет свои богатства».
Однако наибольший резонанс в мире вызвало заявление заместителя министра финансов США Адама Шубина, который в интервью телеканалу заявил, что президент РФ Владимир Путин — коррупционер и тщательным образом скрывает свое настоящее положение. «Мы видели, как он обогащает своих друзей, своих близких союзников и маргинализирует тех, кто не принадлежит к его друзьям и не занимает государственные должности. Будь то энергетическое богатство России, будь то другие государственные контракты, он дает это тем, кто, как он считает, будет служить ему, и исключает тех, в ком сомневается. Для меня это коррупция», — заявил Шубин.
О недвижимости российского лидера в Испании рассказал подполковник юстиции Андрей Зыков, который вел так называемое дело Путина. Деньги на строительство коттеджей были якобы переведены в Испанию корпорацией «Двадцатый трест». По факту разворовывания бюджетных средств руководством этой корпорации было заведено уголовное дело, которое расследовал Зыков, будучи тогда следователем по особо важным поручениям. Он утверждает, что в разворовывании средств этим акционерным обществом замешан лично Путин, по чьей инициативе оно и было создано.
«День» обратился к украинскому и российскому экспертам с просьбой прокомментировать значение появления британского фильма о богатстве Путина и, в частности, заявление американского чиновника о том, что российский лидер — коррупционер.
«НА ЗАПАДЕ НАЧИНАЮТ ПОНИМАТЬ, ЧТО НЕВОЗМОЖНО НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С РОССИЙСКИМ РУКОВОДСТВОМ»
Владимир ОГРЫЗКО, глава Центра по изучению России, экс-министр иностранных дел Украины:
— Я к появлению этого фильма, заявлению заместителя министра финансов США и обнародованию доклада по Литвиненко, безусловно, прибавил бы фильм нашего украинского режиссера Валерия Балаяна, который тоже провел очень важное документальное расследование того, как начинал свою карьеру нынешний руководитель Кремля. Это все в совокупности не оставляет каких-то двусмысленных возможностей для очевидных выводов. А то, что сейчас почти синхронно и США, и Великобритания официально заявляют о коррупции и о злоупотреблении первым лицом российского государства, свидетельствует о том, что постепенно подходит к концу время для того, чтобы принимать этого человека в своем кругу.
Такие сигналы руководителю соседнего с нами государства означают то, что пора ему задуматься над перспективами. Как всегда, западные либеральные демократии не склонны к скорым и жестким действиям, но направление мыслей совершенно понятно. Учитывая происходящее с российской экономикой на фоне удешевления нефти, на Западе уже серьезно размышляют над тем, что будет после Путина.
На мой взгляд, речь идет о возможном пересмотре в самых главных западных кабинетах роли нынешнего руководства Кремля в современной мировой политике. Скорее всего, на Западе начинают понимать, что невозможно найти общий язык с российским руководством, что эта нынешняя московская власть настолько дискредитирована и неадекватна, а следовательно, напрасны попытки продолжать налаживать с ней контакты и искать взаимопонимание. Поэтому я предполагаю, что это больше, чем охлаждение отношений между Вашингтоном и Москвой, а скорее речь идет о том, что на Западе реально начинают думать о следующих этапах в развитии российского политикума.
«ВАШИНГТОН НАСТРОЕН НА ТО, ЧТО ДРУЖБА С РОССИЕЙ НАЧНЕТСЯ ПОСЛЕ УХОДА ПУТИНА»
Роман ДОБРОХОТОВ, председатель демократического движения «Мы», Москва:
— С одной стороны, фактически это не просто заявление чиновника министерства финансов, а официальное заявление США. С другой стороны тут нет секрета полишинеля, всем давно было понятно участие Путина в коррупционных схемах. Об этом много писали и практически все, что есть в фильме, в более менее подробном виде уже в российской прессе писалось. В значительной части было напечатано в англоязычной прессе.
Очень важен факт, что, во-первых, это программа появилась на телеканале с огромной аудиторией. И, во-вторых, важен сам факт, что американский чиновник озвучивает обвинения Путина в коррупции теперь вслух. В-третьих, на самом деле это заявление более важно, чем санкции, поскольку это дает сигнал и инвесторам, и другим государствам, что никакого пока потепления между Вашингтоном и Москвой не намечается, и что на данный момент нет никаких каких-то закулисных переговоров о том, чтобы сейчас все простить и подружиться.
Это очень важно понимать европейцам, особенно восточным европейцам, у которых всегда есть такая параноидальная тема, что большие страны договорятся с Россией и оставят их в одиночестве сражаться против Кремля, как это было раньше. Это заявление подтверждает прежнюю позицию США о бескомпромиссной позиции по поводу Путина.
Мне кажется, что появление такого заявления хорошо и для российского гражданского общества. Потому что для нас эта позиция западных стран раньше казалась лицемерной. Тогда вроде все понимали, что коррупция в России не может не быть связанной с Кремлем и в том числе с Путиным, и что он не может этого не замечать и не может в этом не участвовать. Но при этом западные лидеры явно на это закрывали глаза.
А вчера самый высокопоставленный чиновник из всех возможных заявил о коррупции Путина, потому что до этого, если не ошибаюсь, никакие чиновники даже мелкие себе такого не позволяли, разве что журналисты. Так что теперь этому лицемерию положен конец. И это, в общем, новая веха, поскольку такие заявление невозможно взять назад и забыть про них. Наверное, это означает все-таки, что Вашингтон настроен на то, что дружба с Россией начнется после ухода Путина. И для меня, конечно, это хороший знак.
«РОССИЯНЕ ПРИВЫКЛИ К ТОМУ, ЧТО НАЧАЛЬНИКИ ВОРУЮТ...»
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист, Москва:
— Мне кажется, маловероятно, что этот фильм повлияет на мнение россиян о Путине. И одна из проблем из сознанием, которая очень сильно сказывается на населении. Ведь в России и коррупция, и роскошь жизни начальников давно не считается каким-то общественным пороком. То есть в обществе такое сознание, что это такая норма. Но, к сожалению, в России очень высокий болевой порог. Так привыкли к коррупции, и в этом смысле, действительно, это большая проблема, потому что в России, в том числе от этого сильно развита бытовая коррупция. К сожалению, любая взятка очень часто считается способом решения проблемы и не считается для человека чем-то недопустимым. И в этом смысле как раз, мне кажется, тот случай, когда в таком восприятии подобного рода фильмом народ не виноват ничуть не меньше, чем сама власть, которая, в общем, успешно эксплуатирует уже эту черту.
Что касается заявления Шубина, что Путин — коррупционер, то этот момент предназначен не столько для восприятия россиянами своего президента. А это, скорее важно для того, как воспринимает его внешний мир. И в этом смысле история с обнародованием доклада независимого расследования по делу об убийстве Литвиненко и вот этот фильм о Путине — это две вещи одного ряда. На самом деле, то, что раньше было только точкой зрения СМИ, которые так или иначе про это писали и в США, и Великобритании, и некоторых других странах, теперь это становится чем-то вроде официальной точки зрения. Это может сущностным образом повлиять на восприятие президента России в мире. Причем очень важно, что на официальном уровне. И к нему будут соответствующим образом относиться именно с политической точки зрения. А для восприятия россиян, это конечно, не имеет принципиального значении. И для них будет иметь значение, видимо, если это будет продолжаться, существенное ухудшение их уровня жизни и экономические потрясения. Они куда более значимые для россиян, чем моральный облик руководителя. Россияне привыкли к тому, что начальники воруют и это в их сознании заложено как норма.